0
1543
Газета Экономика Печатная версия

31.03.2011

Строительство дорог – главная бюджетная дыра

Тэги: строительство, дороги, коррупция


строительство, дороги, коррупция Желько Богетич внимательно следит за российской экономикой.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

Российский бюджет не справляется с коррупцией, воровством и неэффективностью госрасходов – объявили вчера эксперты Всемирного банка (ВБ), презентовавшие в Москве новый отчет о состоянии экономики РФ. Ремонт километра дороги в России обходится бюджету в 5 раз дороже, чем в Финляндии, и это явный признак хищений или коррупции. А низкие зарплаты врачей и учителей не позволяют надеяться на рост эффективности бюджетного сектора. ВБ призывает российские власти повысить эффективность госрасходов и не откладывать в условиях высоких нефтяных цен структурные реформы на потом.

Согласно отчету ВБ, Россия хорошо преодолевает последствия мировой рецессии, она показывает «уверенный экономический рост – 4% в 2010 году, который ускорится до 4,4% в 2011 году».

Банковское кредитование и внутреннее потребление постепенно оживают. Но в то же время ВБ видит и серьезные поводы для опасений: «Растут риски изменений в бюджетной политике, речь идет о потенциальном росте расходов в предвыборный период». Также в связи с эйфорией от легких нефтяных денег вполне возможна «задержка структурных реформ».

Директор ВБ по России Педро Альба вчера обратил внимание на то, что стране нужна более масштабная и более амбициозная корректировка бюджета, чем та, которую провозгласил Минфин. «Период высоких цен на нефть надо использовать для сокращения расходов бюджета и для стабилизации ненефтяного дефицита, – продолжил главный экономист ВБ Желько Богетич. – У российского правительства разумный план сокращения бюджетного дефицита. Оно планирует в среднесрочной перспективе постепенно сократить дефицит с 4,1% ВВП в 2010 году до 2,9% ВВП в 2013 году. Но вместе с тем сохраняется уязвимость бюджета к новым расходам».

Богетич посоветовал Минфину выбрать еще более амбициозную стратегию: получить ненефтегазовый дефицит бюджета на уровне 4% ВВП к 2015-му, а не к 2017 году, как планирует российское руководство. Тогда экономика РФ сможет выйти на нулевой дефицит федерального бюджета уже к 2012–2013 годам.

Примечательно, что покрыть бюджетный дефицит специалисты ВБ советуют за счет внешних заимствований. «Это самый разумный путь. Ведь тогда рынок не позволит российским властям неоправданно наращивать расходную часть бюджета», – говорит макроэкономист представительства ВБ в России Сергей Улатов. Нефтяные же доходы целесообразнее всего направить в Резервный фонд, чтобы восстановить ту «подушку безопасности», которую страна почти полностью утратила в кризис. Резервный фонд необходим для макроэкономической стабильности.

К мерам «более масштабной корректировки» специалисты ВБ отнесли расширение налогооблагаемой базы ненефтяных доходов, сокращение неприоритетных и непродуктивных (то есть неэффективных) расходов, совершенствование систем контроля и мониторинга госрасходов, поддержку структурных реформ в образовании и здравоохранении, повышение эффективности госрасходов для высвобождения бюджетных средств на финансирование инфраструктуры и на улучшение инвестиционного климата в стране.

При этом ВБ обнаружил в российской экономике множество чудес и сенсационных закономерностей. Федеральный бюджет в некоторых случаях расходуется крайне неэффективно, деньги налогоплательщиков порой фактически разворовываются, утекая в черную коррупционную дыру. При этом объявленные президентом и премьером приоритеты российской экономики, которые финансировать действительно необходимо, – это образование, здравоохранение, инфраструктура – в итоге денег недополучают.

Один из вопиющих примеров, который привели специалисты ВБ, – это завышенная стоимость ремонта автомобильных дорог в России. «Официальный уровень затрат на работы по содержанию (текущему и капитальному ремонту) автомобильных дорог в пересчете на один километр в России колеблется от 27 тысяч до 55 тысяч долларов США в зависимости от технической категории дороги. Эти расценки представляются чрезвычайно высокими. В Финляндии, например, где климатические условия сходны с российскими, стоимость аналогичных работ в пересчете на один километр дороги составила в 2007 году около 6,5 тысячи евро (примерно 9,4 тысячи долларов). Факторами, обусловливающими высокий уровень расходов на содержание дорог, по всей вероятности, являются недостаточная конкуренция в дорожной индустрии, а также утечка средств и коррупция», – говорится в докладе ВБ.

Получается, что текущее обслуживание ремонта дорог в РФ почти в 5 раз дороже, чем в Финляндии. При этом качество российских дорог обычно значительно уступает европейским. При активном «освоении бюджета» инфраструктурная проблема никуда не девается. Очевидно, что подобных примеров в российской практике можно обнаружить множество.

Другим национальным чудом для иностранцев оказались попытки повысить эффективность здравоохранения и образования при сохранении там крайне низких зарплат. Стране надо обеспечить среднесрочную устойчивость расходов бюджета, в том числе совокупных расходов на оплату труда. Однако до тех пор, пока оплата труда в госсекторе, особенно в сфере здравоохранения и образования, будет оставаться ниже, чем в частном секторе, необходимость постоянного увеличения зарплат бюджетников будет сохраняться, что скажется и на госрасходах.

«Без структурных изменений в сфере образования и здравоохранения преодоление серьезного разрыва в уровне заработных плат будет стоить бюджету немалых средств», – говорят специалисты ВБ. Иностранные экономисты привели пример: средняя зарплата в муниципальных дошкольных учреждениях, начальной и общеобразовательной школах в среднем более чем на 50% ниже, чем в целом по стране. Похожая ситуация – и с зарплатами врачей. В итоге восстановление справедливой оплаты труда для учителей и врачей потребует от государства более 1,3% ВВП, что может увеличить дыру в бюджете почти в полтора раза.

Тем самым, по мнению экономистов ВБ, России придется либо увеличивать зарплаты в здравоохранении и образовании, либо резко сокращать занятость в этих секторах, чтобы «компенсировать» желательный рост зарплат. Второй путь опасен социальными потрясениями, первый возможен только при эффективном использовании бюджетных средств и преодолении коррупционных издержек.

От Минтранса и Росавтодора получить реакцию на критику ВБ вчера не удалось. А в Минздравсоцразвития сообщили, что «повышение зарплаты врачей – один из приоритетов программ модернизации». По данным ведомства Татьяны Голиковой, среднемесячный размер стимулирующих выплат без учета районного коэффициента составит по 57 субъектам РФ, представившим соответствующие сведения, – 4901 руб., в том числе на одного врача-специалиста – 7151 руб., специалиста со средним медицинским образованием, оказывающего амбулаторную медицинскую помощь, – 3460 руб.

При среднемесячной номинально начисленной заработной плате работника в сфере здравоохранения 15 600 руб. в 2009 году рост средней зарплаты врачей составит более 30%. Так, в Брянской области средняя сумма выплат стимулирующего характера на одного специалиста, оказывающего амбулаторную медицинскую помощь, составит 8642 руб., в том числе врачам-специалистам – 11 435 руб., среднему медицинскому персоналу – 5848 руб. при среднемесячной номинальной зарплате работника в сфере здравоохранения в 2010 году 15 184 руб. и 7819 руб. соответственно.

Увеличение зарплат в секторах образования и здравоохранения уже давно стало очевидной необходимостью, соглашаются эксперты. «Однако одновременное сокращение персонала в образовании и здравоохранении – тупиковый путь. Он станет причиной серьезного социального напряжения и негативно повлияет на качество услуг», – считает гендиректор компании «Сокур и партнеры» Дмитрий Сокур.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как  молочный  поросенок

Как молочный поросенок

Фалет

Сказ о чиновниках, которых нужно лелеять и тетешкать

0
1064
Шансы избежать спада пока сохраняются

Шансы избежать спада пока сохраняются

Михаил Сергеев

Самая больная точка – жилищное строительство

0
1331
Платные дороги будут внедрять полосами

Платные дороги будут внедрять полосами

Анатолий Комраков

Чиновники придумали способ разделить автолюбителей на бедных и богатых

0
1989
Общий объем финансирования нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" составит около 4,5 трлн руб.

Общий объем финансирования нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" составит около 4,5 трлн руб.

0
633

Другие новости

Загрузка...
24smi.org