0
5619
Газета Экономика Интернет-версия

03.12.2014 00:01:00

Слабеющий рубль пока не спасает отечественную промышленность

Тэги: промышленность, производство, инфляция, девальвация, ключевая ставка, центробанк, кредиты, инвестиции


промышленность, производство, инфляция, девальвация, ключевая ставка, центробанк, кредиты, инвестиции Для восстановления российским предприятиям не хватает инвестиций. Фото Reuters

Девальвация рубля пока приносит российской промышленности куда больше проблем, чем пользы. Власти надеялись, что в условиях дорогого импорта возродится отечественный производитель, а кончилось тем, что слабый рубль больно ударил не только по населению, но и по обрабатывающим предприятиям, которые тут же заложили свои издержки в стоимость продукции. Так что вместо возрождения производства пока мы видим лишь ускорение инфляции. Дальнейшее ослабление рубля без инвестиций не спасет отечественное производство, предупредили вчера специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ). А днем ранее экономисты банка HSBC сообщили, что, борясь с ускоряющейся инфляцией, Центробанк может опять повысить ключевую ставку, из-за чего кредиты для предприятий станут еще дороже.

Если судить по данным Росстата, отечественная промышленность чувствует себя неплохо. В январе–октябре 2014 года по сравнению с январем–октябрем 2013 года промпроизводство в стране выросло почти на 2%, в октябре 2014-го рост по сравнению с октябрем 2013-го почти на 3%, а по сравнению с сентябрем 2014 года – на 5%.

Специалисты Центра развития ВШЭ попытались вчера объяснить эти парадоксы статистики в своем новом исследовании «Комментарии о государстве и бизнесе». Они сослались на два возможных стимула промышленного роста. Один из них – импортозамещение, вызванное сокращением импорта более чем на 7%. Другим важным стимулом эксперты ВШЭ называют девальвацию рубля.

Однако, как замечают экономисты, при отсутствии значительного объема незагруженных производственных мощностей девальвация национальной валюты обычно сопровождается устойчивым положительным откликом в производстве лишь через полтора-два года. «Это минимально необходимое время для строительства нового предприятия, выпускающего конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке отечественную продукцию», – говорится в исследовании ВШЭ.

Более того, чтобы от девальвации национальной валюты наступил позитивный эффект через несколько лет, необходимо наращивание инвестиций в производство, в то время как в России они два года подряд лишь сокращаются. «Из-за торможения инвестиционной активности продолжение интенсивного импортозамещения или наращивания экспорта в 2015 году маловероятно», – предупреждают специалисты ВШЭ. А значит, надежды правительства на слабый рубль как на драйвер промышленного роста  беспочвенны.

Днем ранее банк HSBC обнародовал свое исследование ситуации в российском обрабатывающем секторе. Специалисты банка отметили, что сейчас из-за слабого рубля увеличилось инфляционное давление на отрасль. Ослабление рубля стало ключевым фактором, вызвавшим ускорение роста закупочных цен в ноябре. Закупочные цены для предприятий обрабатывающего сектора росли в ноябре максимальными темпами, начиная с октября 1998 года, сообщается в обзоре банка. Это, в свою очередь, привело к максимальному с марта 2011 года росту отпускных цен. «Темпы роста закупочных цен в ноябре были максимальными… Это стало результатом сильного ослабления рубля и, как следствие, роста цен на импортные товары», – сообщает главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. А если растут отпускные цены, значит, подогревается и потребительская инфляция. «Таким образом, вероятность достижения двузначной инфляции в ближайшие месяцы значительно выросла. Так же как и вероятность очередного повышения ключевой процентной ставки ЦБ, если банк продолжит политику удержания реальной ключевой процентной ставки выше нуля», – резюмирует экономист.

Повышение же ключевой ставки ЦБ приведет к еще большему удорожанию кредитов для предприятий и возрастанию издержек, а значит, не будет и дополнительных стимулов для инвестирования в производство. В результате единственное, что останется производителям, опять повышать стоимость своей продукции.

«Даже если ЦБ действительно повысит ключевую ставку, это мало к чему приведет в плане борьбы с инфляцией», – считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Эксперт согласился с выводом, что слабый рубль сейчас выступает драйвером разве что инфляции, а не возрождения отечественного производства.

В то же время аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин уверен, что ЦБ не допустит дальнейшего ослабления национальной валюты. «Дальнейшее падение рубля приведет к проблемам в производстве. Такие высокотехнологичные отрасли, как телекоммуникационное и нефтеперерабатывающее производства, работают на иностранном оборудовании. А значит, дальнейшая девальвация рубля может привести к пересмотру контрактов на поставку такого оборудования», – сообщает он.

Но в любом случае то, что происходит с курсом рубля, за счет которого пытаются сбалансировать бюджет и простимулировать производство, это насильственное перераспределение доходов в пользу бюджета и сырьевого сектора, считает главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. «Любое не экспортно ориентированное производство от этого не выигрывает. Любое производство с привлечением импортного сырья, импортных технологий, валютного финансирования – в проигрыше», – уточняет он. Реальный же выигрыш от падения рубля получают, по мнению аналитика, только сырьевые компании-экспортеры. И даже в этом случае их выигрыш сомнителен, ведь внешние займы им нужно обслуживать в валюте.

Как говорит руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа, для промышленности, ориентированной на экспорт, слабый рубль дает лишь временный импульс к развитию. И рост промпроизводства, который зафиксировала официальная статистика, пока не доказательство, что сработал эффект импортозамещения и слабый рубль простимулировал производителей. В конце концов показатель в 3% находится в пределах статистической погрешности, замечает Кипа.

Аналогичной позиции придерживается Игорь Николаев. «Промышленность показала разовый всплеск», – уверен он. По его мнению, такое могло получиться, например, из-за того, что статистика была искажена за счет разово увеличившегося производства отдельных категорий продукции с высокой стоимостью. «Более серьезным индикатором положения дел в промышленности служит, например, производство автомобилей. И здесь на 20% (в октябре 2014 года по сравнению с октябрем 2013 года. – «НГ») упало производство легковых автомобилей и на 40% – грузовых», – говорит эксперт. Следовательно, нет и каких-либо оснований думать, что ситуация в отечественной промышленности в ближайшее время может улучшиться.

Сейчас речь идет даже не столько о слабом рубле, сколько о волатильном, то есть сложно предсказуемом и падающем рубле, уточняет Илья Балакирев. «Огромные валютные риски препятствуют любой экономической деятельности, включая производство. Контракты на поставку  массово срываются из-за расхождения в ценах. А если вы не знаете, какие цены и какие поставщики будут у вас завтра, нет смысла и инвестировать в производство», – предупреждает эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
561
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
704
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
593
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
480

Другие новости