0
7987
Газета Экономика Интернет-версия

24.11.2015 00:01:00

Для "Приморья-1" и "Приморья-2" ищут строителей и инвесторов

Тэги: россия, кнр, соглашение, транспортные маршруты, экспорт, дальний восток, порты


россия, кнр, соглашение, транспортные маршруты, экспорт, дальний восток, порты Два транспортных коридора Приморья должны облегчить экспорт китайских товаров. Карта с сайта www.vladnews.ru

В декабре Россия подпишет с КНР соглашение о двух транспортных маршрутах для экспорта китайских товаров в Азию через российские дальневосточные порты. Глава Минвостокразвития Александр Галушка заявил вчера, что Пекин заинтересовался транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2», которые могут соединить самым коротким маршрутом северо-восток Китая с морскими портами. Но денег для строительства у РФ явно не хватает. Поэтому наши чиновники надеются привлечь китайских инвесторов, а потом еще и заставить китайцев оплачивать проезд по построенным ими дорогам.

Соглашение о совместном развитии трансграничных транспортных коридоров в Приморье российская и китайская стороны подпишут в декабре в рамках визита в КНР премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, пообещал вчера Галушка на совещании в Находке. По его словам, Минвостокразвития на прошлой неделе провело переговоры с руководством комитета по реформам КНР, в ходе которых было «достигнуто взаимопонимание и договоренность подписать соглашение о сотрудничестве Минвостокразвития и комитета по реформам КНР о совместном развитии транспортных коридоров, соединяющих провинции северо-востока Китая с Дальним Востоком России».

Речь идет о международных транспортных коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2». «Приморье-1» должно связать приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. Предполагается, что по этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через российские порты на востоке Приморья. «Приморье-2», в свою очередь, должно связать порты юго-запада Приморья – Посьет, Зарубино и Славянка с провинциями Китая. Это позволит быстро доставлять грузы из северо-восточных в юго-восточные провинции Китая, а также в страны АТР и в обратном направлении.

Расходы на строительство транспортных коридоров, по оценкам специалистов, составят более 200 млрд руб., которых нет ни в краевом, ни в федеральном бюджетах. Поэтому пока не ясно, чьи именно деньги будут вложены в два «Приморья».

Например, как следует из сообщения ТАСС, на модернизацию и реконструкцию автодорог для «Приморья-1» из краевого бюджета в этом году выделено 1,3 млрд руб. В то же время федеральные власти, похоже, пока не намерены выделять средства на строительство дальневосточной инфраструктуры. «На реализацию проектов требуются достаточно большие денежные средства: 172 млрд руб. для «Приморья-1» и около 30 млрд руб. – для «Приморья-2». Выделять такие деньги из бюджета, на наш взгляд, неправильно», – подчеркивал еще в августе зампредседателя правительства Юрий Трутнев. По его мнению, «государство должно не инвестировать в капитальные вложения, а помочь инвесторам зайти на проект, окупить его», то есть сделать интересным для инвесторов. Правда, прежде всего проект необходимо сделать «понятным, прозрачным и окупаемым», подчеркнул полпред. «Оба проекта должны быть представлены с точки зрения уже понятных, сбалансированных, окупаемых инвестиционных продуктов», – говорил Трутнев.

Пока же дорожное строительство идет за счет средств регионального бюджета. «Приморье-1» строится, но темпы строительства мы считаем недостаточными, они ограничены объемами бюджетных средств», – говорил ранее глава Приморского края Владимир Миклушевский. Он также напомнил, что ранее речь шла о том, чтобы привлекать частных инвесторов, и не исключил возможности взимания платы за пользование транспортными коридорами. «Оба коридора могут быть проложены в альтернативном варианте к существующим дорогам и могут быть платными», – подчеркнул Миклушевский.

Явной заинтересованности инвесторов в проекте между тем пока также не видно. И это признают наши чиновники, которые говорят о необходимости создания привлекательной бизнес-модели проекта. На прошлой неделе стало известно, что государственная китайская компания China Merchants Group примет участие в строительстве Большого порта Зарубино с проектной перевалочной мощностью 60 млн т в год. «Особо ценной инвесторам представляется государственная поддержка проекта. Это создание транспортной и инженерной инфраструктуры, а также льготные налоговый и таможенный режимы», – говорится в сообщении администрации Приморья. При этом деталей сотрудничества и сумму возможных инвестиций в администрации не уточнили.

Как сообщили вчера «НГ» в Минвостокразвития, ведомство сейчас проводит конкурс на разработку концепции и финансово-экономической модели транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». «На этой неделе заканчивается срок подачи заявок», – уточнили в Минвостокразвития.

Из-за отсутствия бизнес-проекта строительство двух маршрутов для Китая по российской территории неочевидно. По мнению российских чиновников, одним из ощутимых плюсов от реализации транспортных коридоров станет интеграция их в китайский проект возрождения Великого шелкового пути. «Это выгодно и северо-восточным провинциям Китая, и РФ, и нашему Дальнему Востоку, и Приморью. Проекты «Приморье-1» и «Приморье-2» – как раз и есть практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза», – уверен Александр Галушка.

В результате строительства транспортного коридора объем внешней торговли между Приморьем и северо-восточной провинцией КНР Хэйлунцзян с использованием транспортного коридора «Приморье-1» к 2025 году должно составить около 80 млн т грузов в год, включая зерно, контейнеры и др., – говорят в Минвостокразвития. «А объем внешней торговли с провинцией Цзилинь и внутренних перевозок, приходящихся на порт Зарубино по коридору «Приморье-2», через 10 лет достигнет около 90 млн т в год», – прогнозирует Галушка. Однако все эти миллионы тонн – это в основном транзитные товары, которые китайцы провезут через территорию РФ до ближайших гаваней.

Сегодняшние объемы трансграничных перевозок выглядят гораздо скромнее. С начала 2015 года объем грузовых перевозок через железнодорожный пограничный переход Махалино (Приморье)   – Хуньчунь (КНР) превысил 1 млн т, что в два раза больше прошлогоднего показателя, сообщили на прошлой неделе в Дальневосточной железной дороге (ДВЖД). «В ноябре текущего года на Дальневосточной магистрали зафиксирован рекордный уровень экспортных перевозок из России в КНР через пограничный переход Махалино–Хуньчунь – 1,01 млн т. Для сравнения: объем перевозок в данном направлении в 2014 году составил 551,7 тыс. т», – говорится в сообщении. При этом основным видом груза оказался уголь – его с начала года было перевезено около 760 тыс. т.

Пока коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» можно рассматривать в основном как перевалочный пункт для Китая, соглашается завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. «Доставка товаров через этот регион могла бы идти дальше на Евросоюз (ЕС), однако пока страны ЕС к проекту интереса не проявляют. Да и рынок в этом регионе почти не растет», – замечает эксперт. Он напомнил, что активно обсуждать проект транспортного коридора начали в конце прошлого года. «И тогда его признали перспективным», – уточнил он. Однако сейчас проект скорее всего требует перерасчета. «Когда проект разрабатывался, китайские товары были относительно дешевы. Сейчас ситуация в корне изменилась», – поясняет он.

И «Приморье-1», и «Приморье-2» являются российскими проектами, в то время как Китай выступает здесь лишь в качестве партнера, напоминает Маслов. И пока Поднебесная финансирует лишь строительство инфраструктуры на своей территории. «Теоретически Китай мог бы подключиться к софинансированию проекта, но пока это лишь разговоры», – считает Маслов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
898
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
1024
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
1085
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
1275

Другие новости