0
3638
Газета Экономика Печатная версия

29.05.2018 20:26:00

Бензиновый кризис и угроза не дожить до пенсии

Президента впервые за пять лет спросят про аппетиты нефтяников

Тэги: владимир путин, прямая линия, вопросы, бензин, цены, пенсионный возраст


владимир путин, прямая линия, вопросы, бензин, цены, пенсионный возраст Президент Владимир Путин может приготовить россиянам или сюрприз, или отговорку. Фото с сайта www.kremlin.ru

Президенту будет непросто отвечать на вопросы на «Прямой линии». Граждан очень волнует резкий рост цен на бензин – вопрос об этом зададут Путину впервые почти за пять лет. Второй  болезненный вопрос касается угрозы повышения пенсионного возраста. По данным Superjob.ru, почти половина граждан выступают не просто за сохранение текущего возраста, а за его снижение. У властей нет понимания, как решать эти проблемы. Остановить рост цен на бензин не получается. А что делать с пенсионным возрастом – правительство не определилось.

На сайте «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая запланирована на 7 июня, опубликованы первые вопросы россиян. 

В частности, в экономической рубрике упомянут такой вопрос: «Когда у нас перестанут так быстро расти цены на бензин? Цена под 50 руб. Это очень много». Автор вопроса обращает внимание на то, что бензиновые цены влияют на общую инфляцию, и указывает, что в такой нефтедобывающей стране, как Россия, бензин мог бы быть дешевле.

Примечательно, что тема бензиновых цен давно не попадала в повестку общения президента с населением. Последний раз о ситуации с ценообразованием на рынке нефтепродуктов Путина спрашивали во время «Прямой линии» в 2013 году. «Почему на сегодняшний день в Комсомольске-на-Амуре 92-й бензин стоит 34 руб., а дизтопливо еще больше – 36 руб.? С чем связана такая разница в цене – и вообще цена, при том что в такой же нефтедобывающей стране, Венесуэле, бак бензина в 40 л стоит 2 долл?», – поинтересовался тогда у главы государства один из жителей Комсомольска-на-Амуре.

«Вопрос цен, ценообразования, экономического обоснования этих цен и социальной справедливости всегда на повестке дня у нас находится. В общем и целом, безусловно, это правильно, мы должны за этим следить, – отвечал тогда президент. – Насколько я знаю, сейчас у нас в среднем в европейской части цена высокооктановых бензинов АИ-95 – где-то 31 рубль с чем-то... Литр летнего дизельного топлива – где-то 32. На Дальнем Востоке всегда традиционно чуть-чуть подороже».

Кстати, уже по одной этой цитате можно заметить, что ситуация с ценами на бензин в России за последние пять лет не улучшилась, а только ухудшилась. Проблеме дисбалансов на топливном рынке уже очень много лет. Можно вспомнить, как еще в начале нулевых правительство было вынуждено возродить так называемые балансовые задания на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок.

Вчера Росстат сообщил, что в январе–апреле розничные цены на бензин в среднем по стране выросли более чем на 6% к тому же периоду 2017-го; цены производителей за указанный период выросли на 2,5%. При этом в апреле по отношению к марту оптовые цены подскочили сразу на 13%, в то время как розничные выросли на 1%. Ранее «НГ» писала, что сейчас бензин в стране дорожает в среднем почти в три раза быстрее общего роста потребительских цен (см. «НГ» от 21.05.18).

«Для того чтобы сдержать рост розничных цен, нужно сначала сдержать рост оптовых цен. На сегодняшний день оптовые цены выше розничных. В такой ситуации рост розничных цен просто неизбежен, – предупредил вчера в эфире Национальной службы новостей президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Чтобы снизить рост оптовых цен, необходимо понять причину их роста. Они растут вследствие той тарифно-финансовой политики, которую проводит правительство РФ». «В этой ситуации либо необходимо менять параметры тарифно-финансовой политики, либо жестким административным давлением заставлять производителя увеличивать производство и поставки на внутренний рынок, и в первую очередь увеличивать объем продаж через биржу», – добавил Аркуша.

Своим рецептом поделился вчера и бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Дело в том, что правительство целенаправленно делает так, чтобы как нефть, так и нефтепродукты выгоднее было экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке, – сообщает он. – Сегодня при экспорте возвращается налог на добавленную стоимость (НДС) и не берется акциз на нефтепродукты. Конечно, берутся экспортные пошлины, но в результате налогового маневра они уменьшаются. То есть налоговый маневр ведет к тому, чтобы экспорт становился еще выгоднее». «Чтобы бензин не дорожал, а дешевел, должны быть повышены экспортные пошлины на нефть и введены акцизы на экспортируемые нефтепродукты, прекращена частично или полностью практика возврата НДС экспортерам (на сырье и продукты первого передела). Только так можно сбалансировать рентабельность продаж на внутреннем и внешнем рынке», – считает Титов.

Правда, как считает, например, аналитик «Фридом Финанс» Артем Бахтигозин, «предложенные меры фактически означают только одно – увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании»: «Главным выгодоприобретателем подобной инициативы станет государственный бюджет. Но при этом далеко не факт, что подобные меры будут стимулировать экономику и помогут достичь заявленной цели – снижения цен на бензин на внутреннем рынке».

«Повышение привлекательности экспорта при росте цен на нефть действительно приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке (и росту цен на бензин на пиках спроса). Но важно отметить и то, что при текущем налоговом режиме цены на бензин почти на 70% состоят из налогов», – добавляет Бахтигозин. «Поэтому без дополнительного ослабления, например, снижения акцизов, сложно будет рассчитывать на какое-либо снижение цен на рынке нефтепродуктов», – считает он.

Напомним, в этом году было запланировано двойное повышение акцизов на бензин: в январе и июле. Но неделю назад появились сообщения, что правительство поручило Минфину, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе до 28 мая подготовить проекты федеральных законов о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако эксперты сообщают, что сейчас автозаправки «несут убытки с каждого проданного литра бензина», и обсуждаемого снижения акцизов будет недостаточно для стабилизации розничных цен – передает мнение аналитиков ТАСС.

Другой вопрос, упомянутый на сайте «Прямой линии», касался обсуждаемой пенсионной реформы: «Средняя продолжительность жизни мужчин в Тульской области – 64 года. Предполагается повысить пенсионный возраст до 65 лет. Зачем нам такая пенсионная реформа?» Напомним, что, например, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, который возглавил еще и Счетную палату, ранее выступил с таким предложением: повысить пенсионный возраст для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет (см. «НГ» от 25.01.17). Вновь назначенный премьером Дмитрий Медведев недавно сообщил, что «необходимо принимать решение по поводу пенсионного возраста» (см. «НГ» от 08.05.18). Звучит грозно. Правда, об окончательных и конкретных параметрах повышения правительство до сих пор не сообщило. Создается впечатление, что чиновники сейчас гадают, как бы так отсрочить населению выплату пенсий, чтобы не сильно разозлить людей.

Специалисты исследовательского центра Superjob сообщают, что почти половина (47%) из 1600 россиян, опрошенных в мае, поддерживают вовсе не повышение, а снижение пенсионного возраста в стране. Около 38% не поддерживают, остальные затруднились с ответом. Другими словами, примерно половина граждан – не просто противники повышения пенсионного возраста, они хотели бы его понизить или в крайнем случае сохранить на текущем уровне.

«Дай бог, чтобы сейчас утвердили мораторий до 2030 года и не подняли», – заявил исследователям о своих надеждах один из респондентов, 45-летний житель Омска. «Работать дальше можно по желанию и самочувствию. Плюс оставшейся суммой должна распоряжаться семья по наследству. Сейчас недоживают – а деньги приватизирует государство. Почему?» – задается вопросом 45-летний житель Великого Новгорода. «Сейчас очень тяжело найти работу даже после 35 лет, все хотят видеть молодых», – обращает внимание 32-летний житель Пензы.

В отличие от бензиновых цен тема пенсионного возраста значительно чаще затрагивается во время «Прямой линии» с президентом. Например, в прошлом году Путин сказал, что, несмотря на активное обсуждение этой меры, «решение не принято». «Но принимать такие решения нужно взвешенно, без всякой суеты и спешки», – добавил тогда президент.

Конечно, в кремлевской кухне возможно изготовление самых разных блюд, и не исключено, что появление на сайте «Прямой линии» столь болезненных вопросов – это подготовка к торжественному выходу президента к народу с решением, во-первых, не поднимать пенсионный возраст, во-вторых, обуздать аппетиты нефтяников и научить правительство правильному ценообразованию. Но точно так же не исключено, что у властей как раз нет никаких решений, и население услышит отговорки о том, что проблема обсуждается, что скоро ситуация стабилизируется, что повышать пенсионный возраст – плохо, но и не повышать – тоже плохо и т.п.

Среди других обращений граждан, которые публикуются на сайте, можно найти вопросы о перспективах страны после 2024 года, жалобы на низкие зарплаты и на трудности с получением квартир по госпрограммам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Высшая мера социальной справедливости

Высшая мера социальной справедливости

Анастасия Башкатова

Власти защитят пенсионную реформу репрессивными методами

0
525
Бензин "Роснефти" лучше европейского

Бензин "Роснефти" лучше европейского

Сергей Никаноров

Ведущая нефтяная компания страны выпустила на рынок "экологическое" топливо марки "Евро-6"

0
545
Платные дороги будут внедрять полосами

Платные дороги будут внедрять полосами

Анатолий Комраков

Чиновники придумали способ разделить автолюбителей на бедных и богатых

0
1720
Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

0
730

Другие новости

Загрузка...
24smi.org