0
4014
Газета Экономика Печатная версия

19.09.2018 21:00:00

Бензин "Роснефти" лучше европейского

Ведущая нефтяная компания страны выпустила на рынок "экологическое" топливо марки "Евро-6"

Тэги: роснефть, бензин, экологические показатели


роснефть, бензин, экологические показатели Первая партия бензина «Евро-6» отправится в Краснодарский край. Фото с сайта www.rosneft.ru

«Роснефть» на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) приступила к промышленному выпуску улучшенных высокооктановых бензинов, значительно превосходящих по экологическим показателям и эксплуатационным свойствам топливо, выпускаемое в настоящее время в России. Для этого компания разработала новую технологию производства и установила более жесткие требования по ключевым показателям.

«Дело в том, что европейские страны первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли «догоняющей», – говорит вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов. – Для этого были и объективные причины, главная из которых – это старый автопарк. Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины, и им нужно совсем другое топливо. И сейчас мы уже не только догнали Европу, но и перегнали. В соответствии с требованиями технического регламента, с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса «К5» («Евро-5»). Более того, в апреле этого года «Роснефть» запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина «Евро-6». Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас такого высокоэкологичного бензина нет, европейцы пока не умеют его делать. А в России, пожалуйста, можно купить». «Если в Европе есть требования по двигателям «Евро-6», значит, появится и топливо. Просто мы сделали его первыми», – добавляет вице-президент «Роснефти».

В бензинах марки «Евро-6» «Роснефти» меньше серы, что снижает коррозийную активность, меньше бензола и, следовательно, ниже токсичность выхлопных газов. При использовании такого топлива на 12,5% снижается количество отложений на впускных клапанах и на 12,7% – отложений в камере сгорания двигателя автомобиля. Заметим, что еще в апреле пилотный проект по выпуску и продаже нового бензина ATUM-95 «Евро-6» стартовал в Башкирии на АЗС «Башнефти». Этот опыт оказался более чем удачным. В ходе реализации проекта были получены положительные результаты, свидетельствующие о том, что новое топливо пользуется доверием и спросом у автовладельцев. В планах «Роснефти» перенести этот опыт и на другие НПЗ компании. Для начала – на Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край. Топливо «Евро-6» производства этого НПЗ уже в сентябре поступило в продажу и к концу месяца будет доступно потребителям на более чем 200 АЗС «Роснефти» в регионе. Кстати, стоимость «Евро-6» не отличается от цены бензина предыдущего класса.

Саратовский НПЗ перешел на выпуск топлива высокого экологического класса после масштабной реконструкции установок. Именно современные технологии и высокая квалификация специалистов завода позволили организовать промышленный выпуск улучшенных высокооктановых бензинов. «Благодаря реконструкции завода и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, – отмечает Романов, – мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства».

«Существенно снижается токсичность отработанных газов. 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота», – подчеркивает вице-президент «Роснефти».

«Черноморское побережье мы выбрали как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона, – продолжает он. – Много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у «Роснефти» существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на наших АЗС топлива «Евро-6» внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Задумайтесь: потребление только 20 тыс. т в месяц бензина «Евро-6» вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тыс. т/ год), что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды». При этом, по словам Романова, крупные города – это следующий и неизбежный шаг.

Что касается других компаний, то, несмотря на заявления того же ЛУКОЙЛа о готовности начать производство «Евро-6», «Роснефть» пока единственная компания, которой оказалось по силам это сделать. И, как утверждает Романов, в первую очередь это даже не вопрос технического оснащения, а вопрос компетенций. «У «Роснефти», как показывает практика, они на высоте. Развитие технологий сейчас идет опережающими темпами, поэтому, чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна двигаться, как говорится, «выше скорости потока», – добавляет он.

Новое топливо «Роснефти» опрошенные «НГ» эксперты оценивают положительно. «Президентом России в 2008–2009 годах было приказано всем основным госкомпаниям (а «Роснефть» была одной из основных) развивать инновационные проекты в своей профильной сфере, – говорит экономист, директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – А нефтепереработка для «Роснефти» – это самая что ни на есть профильная сфера. Может ли наличие высококачественных бензинов считаться маркером уровня экономики, промышленного развития страны? На мой взгляд, да. Я бы даже сказал, что его можно считать маркером уровня развития страны в целом».

«То, что «Роснефть» начала продавать в Краснодарском крае, где находится много курортов, бензин «Евро-6», – это прогрессивный шаг, – полагает, в свою очередь, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. – «Евро-6» и дает экономичность, и уменьшает коррозийную нагрузку, и бережет экологию».

«В регионе, где находится много курортов, экологически чистое топливо более чем желательно, тем более что мы раз за разом там отмечаем превышение в выхлопах и бензола, и серы (встречалось такое и в этом году – порой даже стократное превышение), – говорит заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР), член координационного совета ФАР Дмитрий Клевцов. – Думаю, надо государству навести порядок, чтобы в курортной зоне – и в Краснодарском крае, и рядом, в Ростовской области, – продавалось топливо классом не ниже К5».

«Сама по себе новость о появлении и начале реализации нового топлива стандарта «Евро-6», безусловно, позитивна, – подчеркивает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭКа Рустам Танкаев. – Надо сказать, что переход к более чистым топливам и более высоким экологическим стандартам – нормальный путь развития. Мы все прекрасно знаем, насколько возросло у нас количество автомобилей в городах, насколько тяжелая в них атмосфера».

Понятно, почему переход на топливо «Евро-6» начался именно в Башкирии, объясняет эксперт. По его словам, башкирские НПЗ, которые принадлежат «Роснефти», по своему технологическому уровню очень продвинуты: «Они близки к европейскому уровню, и, поскольку реконструкция продолжается, следует ожидать, что они выйдут и на более высокий уровень. Для этих заводов производство бензинов уровня «Евро-6» вполне естественно и технологически достаточно. То же самое можно сказать и о Саратовском НПЗ, на котором производится сейчас топливо «Евро-6», распространяемое в Краснодарском крае».

Вторым важным моментом, по мнению Рустама Танкаева, является система контроля качества бензина: «У нас в течение многих лет качество бензина контролировалось выборочно, и те заправочные станции, которые торговали низкокачественным бензином, штрафовались и лишались лицензий. Я считаю, что контроль качества должен быть тотальным. Этого государство пока обеспечить не может, но компании в принципе это как раз обеспечивают. И главная нефтяная компания России – «Роснефть», безусловно, имеет достаточно мощную и надежную систему контроля качества. Я, во всяком случае, ни разу не сталкивался на заправках «Роснефти» с низкокачественным бензином. Чего нельзя сказать о других компаниях».

«Чем выше класс топлива, тем меньше выбросы вредных веществ, меньше загрязнение окружающей среды и больше мощность автомобиля, – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Но обычно это топливо является более дорогим, чем другие классы, поскольку затраты на производство более чистого топлива несколько выше. «Роснефть», однако, намерена продавать это топливо по цене не выше, чем у обычного бензина АИ-95».

Требования российского законодательства обязывают компании выпускать топливо класса К5. «Роснефть» работает на опережение: повышает экологичность топлива, так как ужесточение экологических норм к топливу – это общемировой тренд. Это один из главных элементов стратегии «Роснефть-2022». «Роснефть» проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране – 1,4 трлн руб., – говорит Александр Романов. – Уже завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Компания – крупнейший поставщик. Поэтому и уделяется такое пристальное внимание развитию экологических характеристик топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола – всего того, что принято называть автомобильным выхлопом, – все это концентрируется на уровне метра от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они прежде всего дышат этим воздухом».

Что в сухом остатке? Только то, что «Роснефть» как экологически ответственная компания постоянно совершенствует производство высокотехнологичных видов топлива и нефтепродуктов. Об этом говорит и Александр Романов: «Чистый воздух – это главный приоритет. И стандарт «Евро» – это действительно прежде всего про экологию». Впрочем, и автомобили, скажем так, внакладе не остаются – благодаря «Евро-6» значительно снижается износ двигателя.

Романов убежден, что экологические стандарты будут и дальше ужесточаться, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей. «Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке «Роснефть» сумеет завоевать лидерские позиции», – резюмирует вице-президент компании.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1001
"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

Елена Крапчатова

Компания представила коллегам новейшее программное обеспечение, позволяющее не зависеть от иностранных поставщиков

0
2224
Белых медвежат в Якутском зоопарке назвали Вилюй и Яна

Белых медвежат в Якутском зоопарке назвали Вилюй и Яна

Татьяна Астафьева

Компания "Роснефть" продолжает опекать и исследовать крупнейших наземных хищников

0
3982
Научные исследования и современные технологии позволяют геологам "Роснефти" открывать новые месторождения

Научные исследования и современные технологии позволяют геологам "Роснефти" открывать новые месторождения

Татьяна Астафьева

Представители компании отмечают профессиональный праздник высокими результатами

0
1593

Другие новости