0
2548
Газета Экономика Печатная версия

28.02.2019 21:00:00

Публичные консультации усугубили конфликт рыбаков и правительства

Государственная машина, судя по всему, работает на Русскую рыбопромышленную компанию

Тэги: минсельхоз, рыбаки, конфликт, законопроект


минсельхоз, рыбаки, конфликт, законопроект Глава Росрыболовства Илья Шестаков никак не может найти общий язык с рыбаками. Фото с сайта www.fish.gov.ru

Завершившиеся 22 февраля публичные консультации между рыбаками и Минсельхозом не только не сняли противоречия, связанные с новым законопроектом о квотах на вылов краба, но и усугубили их. Выход из конфликта есть, однако для этого потребуется сделать полное финансово-экономическое обоснование нового регулирования и после этого повторно документ обсудить.

Новый законопроект, предлагающий перераспределить квоты на вылов краба, используя механизм аукционов, изначально вызывал критику подавляющего числа рыболовных ассоциаций и рыбопромышленных компаний. Настолько серьезную, что российское правительство поручило Министерству сельского хозяйства отправить его на публичные консультации. 22 февраля официально закончились обсуждения, а уже 25 февраля, буквально в период праздников, были подведены их итоги: более 1400 негативных письменных отзывов, почти 650 дизлайков и единичные голоса сотрудников и компаний, тесно связанных с РРПК, «за» (на сайте www.regulation.gov). Тем не менее министерство ограничилось внесением в законопроект минимальных технических изменений. Это значит, что конфликт между рыбаками и Росрыболовством в ближайшее время только усилится.

Попытка разобраться в его причинах на основе публичных консультаций приводит к парадоксальному выводу: по законопроекту в существующем виде согласие не может быть достигнуто – у сторон просто нет базиса для договоренностей из-за отсутствия в нем финансово-экономического обоснования.

В своих «консультационных» тезисах рыбаки пишут о потерях региональных бюджетов, грозящем срыве программы строительства нового флота на отечественных верфях, нарушении конституционных прав, неминуемом росте браконьерства и возврате отрасли в 90-е годы в результате реализации проекта. Все это с цифрами, правовым анализом, историческими примерами, обзором международного опыта. О необходимости серьезно обсудить последствия применения нового законопроекта также не раз заявляли Общественная палата, руководители прибрежных регионов, такие «фабрики мысли», как ИМЭМО РАН и НИУ ВШЭ. Тревожные письма со своей аргументацией написали Счетная палата и Сбербанк России, выступающий кредитором создания отечественного флота для рыбопромышленников, чьи квоты теперь оказываются под угрозой перераспределения. И только инициаторы передела в отрасли поддерживают проект и озвучивают новые пожелания.

Во-первых, направить на аукцион 100% вылова краба. Во-вторых, выставить на аукцион практически все биоресурсы (все, на что упадет взгляд Русской рыбопромышленной компании – РРПК), и определяться это должно актами правительства. Ведь их не нужно согласовывать и проще протолкнуть. В-третьих, предлагается изменить сроки проведения аукциона, понимая, что до 1 июля Росрыболовство может не успеть провести аукцион в связи с вынужденными публичными обсуждениями и отрицательными мнениями рыбаков, сенаторов, депутатов, общественных организаций, которые нарушают планы РРПК. Но квоты все же хотят получить на 2020 год, поэтому предлагают увеличить срок проведения аукциона до 1 октября. Наконец, вместо строительства объектов инвестиций, указанных в законе, хотят строить суда. И это принципиально для РРПК, так как у них отсутствуют собственные краболовные суда.

Необходимо провести доработку законопроекта, прописать четкое финансовое обоснование и последствия для отрасли, посчитали члены рабочей группы Совета Федерации на совещании, проведенном 21 февраля под председательством сенатора Сергея Митина (см. «НГ» от 22.02.19). И это понятно, ведь в самом законопроекте нет ни расчетов финансового результата, ни обоснования макроэкономических последствий. Непонятно, какие существуют альтернативные решения и почему предложенный вариант оптимален? Неясно также, кто и какие потери понесет в результате ввода новых правил, а кто будет и в каком выигрыше? Как это повлияет на социальную ситуацию в регионах? В нем нет всего того, что прямо требуется в соответствии с приказом Министерства финансов 2015 года и соответствующей статьей регламента российского правительства и что могло бы стать основой для конструктивного разговора бизнеса и государства, людей в море и чиновников в кабинетах.

Единственное, что сегодня есть в правительственном законопроекте, – это цифра, что он принесет в казну государства 82 млрд руб. Эту цифру прошлой осенью Росрыболовство даже включило в бюджет на ближайшую трехлетку, убедив депутатов Госдумы, что нужный закон будет принят в первой половине 2019-го. Однако если все, что необходимо регуляторам, – изъять рентный доход, полученный отраслью в связи с девальвацией цен, то для этого не надо готовить новый законопроект и вводить механизм аукционов. Специальное исследование, проведенное Институтом аграрных исследований Высшей школы экономики в конце 2018 года, показывает, что сопоставимые доходы федеральный бюджет может получить, не ломая действующий механизм работы отрасли, уже доказавший свою эффективность.

Тем более что предлагаемые нововведения (квотные аукционы) в мире практически не применяются, поскольку имеют побочные эффекты. Россия и сама имела возможность убедиться в этом в начале 2000-х, когда в результате подобных непродуманных действий отрасль оказалась в глубоком финансовом кризисе.

Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков говорит, что рыбаки открыты к диалогу с государством и готовы реализовывать задачи, поставленные президентом страны по развитию отечественного флота и Дальневосточного региона. Уже строятся суда по программе инвестквот, многими компаниями подписаны контракты на строительство краболовных судов.

По поступившей информации, рассмотрение законопроекта планируется на комиссии правительства по законопроектной деятельности 4 марта. Спешить так спешить. Быстрее провести все формальности и скорее в Госдуму, не считаясь с мнением рыбаков, экспертов, общественности.

Государственная машина заточена под одну компанию, и их мнение – семь голосов за закон, остальное не интересует. Повлиять на ситуацию может Департамент регуляторной политики правительства. Задача департамента – отправить на регуляторную гильотину сомнительный законопроект. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бегство Плахотнюка дает шанс Приднестровью

Бегство Плахотнюка дает шанс Приднестровью

Светлана Гамова

ЕС, США и РФ могут создать прецедент мирного урегулирования конфликта

0
825
В Украине меняется отношение к Донбассу

В Украине меняется отношение к Донбассу

Татьяна Ивженко

Большинство граждан – за прямые переговоры с непризнанными республиками

0
1465
 Правительство решило дать полиции право выносить официальные предостережения

Правительство решило дать полиции право выносить официальные предостережения

0
463
Почему ЕС теряет Балканы

Почему ЕС теряет Балканы

Екатерина Энтина

Сопротивление Берлина "разграничению" Косово на руку албанцам

0
1062

Другие новости

Загрузка...
24smi.org