0
718
Газета От редакции Печатная версия

22.02.2008 00:00:00

Новая региональная политика

Тэги: козак


Дмитрий Козак подготовил платформу для разработки стратегии «нового российского регионализма». Месяц назад на форуме «Россия» в Краснодаре он презентовал идею создания в стране 7–10 экономических макрорегионов. По своему внутреннему содержанию и долгосрочным последствиям ее смело можно назвать революционной. Правда, как признался министр уже на прошлой неделе на Красноярском экономическом форуме, «на федеральном уровне работа находится на нулевом цикле развития». Между тем время не ждет и есть опасность, что двух лет, которые министр «запросил» для окончательной разработки своего проекта, может не хватить.

Одной из черт территориальной структуры хозяйства слаборазвитых стран являются резкие (в 5–10 раз) различия в уровне экономического и социального развития отдельных регионов внутри национальных экономик. В развитых странах региональные различия по основным показателям также имеются, однако редко превышают 1,5–2,5 раза. Таким образом, в России складывается тенденция формирования территориальной структуры хозяйства слаборазвитого типа.

Важнейшим методом реализации региональной политики государства является районирование территории. Все постсоветские годы в России под регионом понимался субъект Федерации. Этот подход представляется ущербным, поскольку использование административной сетки в целях региональной политики допускается на ранних стадиях экономического развития, как правило, в развивающихся странах, поскольку административное деление не соответствует территориальному разделению труда, лежащему в основе специализации и обмена. Экономические районы советской эпохи также устарели из-за распада единой системы территориального разделения труда и изменения профиля специализации, а то и полного прекращения производства продукта специализации.

Требуется провести классификацию районов по различным признакам (уровень социально-экономического развития, темпы роста, научно-технический и технологический потенциал и т.п.) для целей макрозонирования, что нужно не для фиксации различий, но для разработки специфических методов региональной политики в регионах той или иной зоны.

Необходимо разработать модель плановых (программных) районов для целей региональной политики, с тем чтобы, не затрагивая административных границ, создать таксоны, адекватные социально-экономической специфике территорий. Подчеркиваем, плановые районы нужны исключительно для проведения региональной политики. То есть никто не посягает на административное деление страны. В последнее время звучит много предложений по сокращению субъектов Федерации до 8–10, что, на наш взгляд, является ошибочным. Эти намерения не опираются на знание исторических фактов: административная сетка – самая консервативная, так как затрагивает интересы региональных элит. Ломка сложившихся административных границ редко обходилась без крови. Корни нынешних конфликтов на Кавказе надо искать в прошлой национальной политике. За годы Советской власти административные границы там перекраивались десятки раз! Вероятно, имеет смысл подумать о создании для каждого из таких программных районов региональных корпораций развития. Они должны быть совместным владением регионов – субъектов Федерации и центрального правительства. Их главная цель – преобразование соответствующей территории и привлечение капитала, национального и иностранного, в экономику региона. «Российское партнерство» – так можно сформулировать экономическую сущность предлагаемых корпораций. Разработка схем стимулирования частных инвестиций в связке с государственными, повышающими привлекательность проектов для частных инвесторов, – основная форма работы.

Региональная политика всегда и везде проводится преимущественно фискальными, а не монетарными методами. Для региональной политики меньшее значение имеют рынки товаров и услуг. Определяющими являются рынки факторов производства – рабочей силы, земли и капитала. В этом ключ к пониманию основ региональной политики.

Кажется, что Козак осознает это. Теперь надо укрепить его статус постом вице-премьера, для того чтобы он свое понимание конвертировал в реальную новую региональную политику России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

0
390
Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

0
456
В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

0
1024
Гражданское общество проверяют со всех сторон

Гражданское общество проверяют со всех сторон

Иван Родин

Соцопросы показали небольшой рост персональной политизации

0
1007

Другие новости

Загрузка...
24smi.org