0
1988
Газета От редакции Интернет-версия

16.04.2012 00:00:00

Демонтаж системы неформальных институтов

Тэги: коррупция, выборы, власть, суд


коррупция, выборы, власть, суд Фото Reuters

В начале нулевых годов Кремль заручился лояльностью местных элит, фактически позволив им обогащаться за счет бюджета и трансфертов с одним жестким условием: если это происходит неконфликтным и нескандальным образом, так что недовольство населения не превышает некоторой величины. Этому условию лучше всего удовлетворяла схема откатов, получившая невиданное распространение. По некоторым оценкам, из бюджета уводился каждый четвертый, а то и третий рубль. В период благоприятной внешней конъюнктуры и роста экономики такая цена за лояльность была терпимой. Сегодня из-за коррупции пробуксовывают даже самые перспективные и здоровые экономические начинания.

Что мешает центральной и региональной власти развернуть борьбу с коррупцией, лишив оппозицию главного козыря? Борьба с коррупцией автоматически означает утрату лояльности значительной части чиновничьего аппарата и региональных элит. Казалось бы, система прямых назначений тем и оправдывалась, что главы регионов менее зависят от местных боссов. Проблема в низкой легитимности таких назначенцев. Только высоколегитимный чиновник чувствует себя достаточно устойчиво, чтобы бросить вызов коррупции. Но единственным долгосрочным источником легитимности в современном мире являются всеобщие, свободные, равные и конкурентные выборы. Именно они позволяют заручиться необходимой общественной поддержкой.

На это возражают, что в России выборы глав регионов не могут происходить по западному стандарту. Необходимы некоторые ограничения, разнообразные «фильтры» и т.д. Опасения вызывает то, что могут возникнуть региональные партии с сепаратистским уклоном, а у глав регионов появляется искушение опереться на националистические и сепаратистские силы. Это чревато ростом межэтнической и межконфессиональной напряженности. Следовательно, должен существовать эффективный механизм исключения таких политических сил из выборного процесса. Однако надлежащую эффективность в современной российской практике обеспечивают административный нажим и зависимые суды. На этом примере видно, как неформальные институты и правила поддерживают друг друга, заражая все ветви власти и этажи общества.

В России почему-то считается, что население регионов заведомо склоняется к сепаратизму и нужен лишь повод для прорыва этих настроений. Между тем на Западе именно демократическая процедура служит профилактике сепаратизма. В ходе предвыборной борьбы интересы и конфликты противоборствующих сил вырываются из кулуаров в публичную сферу, озвучивается весь спектр кадровых, идеологических и организационных альтернатив. В частности, до избирателей доносятся как издержки национализма и сепаратизма, так и бесспорные выгоды сохранения государственной целостности, среди которых единый рынок, общая законодательная база, мобильность людей и капиталов, унифицированность стандартов качества и т.д. Свободное обсуждение этих преимуществ успокаивает сепаратистские страсти, как это произошло во время референдума о независимости Квебека в 1995 году. Наоборот, административные перестраховки вызывают рост гремучего, подспудного недовольства.

Подчеркнем, что имеет значение не только формальный акт голосования, но и широкая общественная дискуссия, а также возможность добиться правды в суде в случае фальсификаций. Это возможно только при существовании независимых судов и независимых региональных СМИ. Но сегодня большинство региональных СМИ находятся в полной финансовой зависимости от местной администрации. Отсутствуют экономические механизмы, которые обеспечивали бы рентабельность местной прессы. А к независимым СМИ периодически применяются жесткие административные меры.

Таким образом, существуют две системы институтов. Первая обеспечивает лояльность за счет закулисных соглашений и коррупции, вторая – за счет высокой легитимности, приобретаемой в ходе честных выборов. Развитие каждой из этих систем невозможно без демонтажа альтернативной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кто такой папа Римский Лев XIV

Кто такой папа Римский Лев XIV

Станислав Минин

Роберт Прево – первый понтифик из США в истории, но с Белым домом он не связан

0
1877
Алессандро Кадарио: «Продолжаю воспринимать Россию через музыку»

Алессандро Кадарио: «Продолжаю воспринимать Россию через музыку»

Георгий Ковалевский

Итальянский дирижер - о любви к России и русской музыке

0
524
Региональная политика 5-8 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 5-8 мая в зеркале Telegram

0
159
Константин Ремчуков. Китай вывел ряд товаров из США – чипы, медтехнику и химикаты – из-под своих пошлин в 125%

Константин Ремчуков. Китай вывел ряд товаров из США – чипы, медтехнику и химикаты – из-под своих пошлин в 125%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.05.25

0
1367

Другие новости