Фото Reuters
«Народный альянс» Алексея Навального переименован в «Партию прогресса». По словам самого Навального, название придумывалось «в обстановке секретности», чтобы его «не смогли снова стащить». Владимир Ашурков, член центрального совета партии, написал в своем Twitter: «Мы за прогресс, против «стабильности». Некоторые комментаторы из числа политиков и медиадеятелей отметили, что новое название нравится им больше.
Слово «прогресс», конечно, может понравиться либеральной аудитории Навального. Точно так же по душе ей пришлись бы слова «демократический», «демократия», «право», «свобода» и т.п. Либеральная аудитория обеспечивает Навальному поддержку нишевых медиа, но не может дать ему победу в общенациональном масштабе. Электорат, который способен это сделать, в свою очередь, довольно равнодушно относится к теме прогресса. Это левый электорат, ему ближе темы справедливости, распределения благ, гарантии, он куда живее реагирует на прогрессивную шкалу налогообложения, чем на прогресс институциональный и экономический. Апелляция к «народу» в названии партии ему тоже понятнее.
Политический успех Навального и его сторонников возможен в том случае, если они эксплуатируют левизну и скепсис в отношении миграции, используют броские, крепкие популистские слоганы, то есть работают на том же поле, на котором привыкли собирать голоса правящая элита и системные левые политические партии. Нелояльная оппозиционная партия на праволиберальном фланге может вызывать у власти раздражение, но не беспокойство. Если Навальный, хотя бы на уровне названия партии, вытесняется туда, в либеральную нишу, то его системные политические конкуренты должны воспринимать это с удовлетворением. Использовать левый язык, пытаясь зарегистрировать свой политический проект, оппозиционному политику довольно затруднительно.
Примечательно, что обозначившаяся в период президентства Дмитрия Медведева либеральная тенденция в публичной риторике правящей элиты в качестве отправной точки имела идею прогресса. В частности, прогресс заключался в переходе от сырьевой экономики к инновационной. Как и модернизация, прогресс вписан в рамки допустимого, то есть приемлемого для власти политического дискурса.
Конечно, название партии ни к чему не обязывает Навального, он может и дальше, в случае регистрации, проводить агрессивные популистские кампании с использованием левой риторики. Его главная задача – надежная привязка наименования партии, каким бы оно ни было, к своему персональному бренду, уже раскрученному в политической и медийной среде.
Левада-Центр опубликовал 7 февраля результаты опроса, посвященного восприятию Алексея Навального, его узнаваемости. В сентябре и октябре 2013 года на волне выборов и дела «Кировлеса» его знали 54% граждан. Сейчас – только 45%. За его партию на выборах в Государственную Думу точно готовы проголосовать лишь 2%, допускают такую вероятность еще 15% – и это из числа тех, кто о Навальном знает. Это могло бы означать, что политический потенциал Навального довольно ограниченный, никакого работающего бренда он так и не создал.
В действительности 45-процентная узнаваемость политика в период между выборами – результат, с которым стоит считаться. Успехи Навального или его сторонников зависят, в свою очередь, от того, будет ли во время выборов выраженный запрос на перемены в обществе и насколько активно станет вести себя власть. Если запрос будет, а власть не сможет мобилизовать свой электорат, критически настроенная часть общества скорее всего обратит внимание на самую узнаваемую фигуру среди оппозиции или связанный с ней политический проект вне зависимости от того, как он называется.