0
8524
Газета От редакции Печатная версия

28.05.2015 00:01:00

Как победить элементы русофобии на отечественной сцене

Об умении вести дискуссию о правильном и неправильном театре

Тэги: культура, театр, золотая маска, русофобия, владимир аристархов


культура, театр, золотая маска, русофобия, владимир аристархов Фото пресс-службы фестиваля "Золотая маска"

В театральном сообществе продолжают активно обсуждать слова первого замминистра культуры Владимира Аристархова, произнесенные в конце прошлой недели на форуме в Туле. В социальных сетях за словом в карман не лезут, так что основной корпус комментариев там и останется. Но вот и фестиваль «Золотая маска», затронутый в речи высокопоставленного чиновника, тоже разместил на своей официальной странице вполне официальный комментарий, подписанный сразу тремя народными артистами России.

В речи первого замминистра культуры бросается в глаза высокая концентрация слов, позаимствованных как будто из старых советских стенограмм, того же Минкульта, например, на коллегиях которого обсуждали и осуждали неправильные номера и редакционную политику тогдашнего журнала «Театр», конкретные спектакли конкретных театральных и кинорежиссеров, не те картины и выставки. «Есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки», – не сразу догадаешься, что речь идет о «Золотой маске», к которой, между прочим, имеются вопросы и конкретные претензии и в профессиональной среде, но, как говорится, не в этом смысле, другого порядка.

Впрочем, вопросы первого замминистра «с кем вы, мастера культуры?» и про то, за народ этот театральный фестиваль или против народа, только на первый взгляд кажутся позаимствованными из все еще недалекого прошлого. Одновременно это самые что ни на есть сегодняшние и, вполне вероятно, завтрашние слова. Это только юность не повторяется, а лексика – очень даже часто возвращается и актуализируется.

Конечно, в словах первого замминистра культуры трудно прочитать приглашение к диалогу. И дирекция национального театрального фестиваля и премии, размещая на своих страницах комментарий, явно апеллирует не к чиновникам из Министерства культуры, которое, несмотря ни на какие свои претензии, исправно и щедро финансирует «Золотую маску» из федерального бюджета.

В комментарии, подписанном, как уже было упомянуто, сразу тремя народными артистами России, один из которых – президент фестиваля, а двое других – лауреаты разных лет, подробно пересказывается положение о фестивале и премии, в частности, отмечается, что «целями и задачами премии и фестиваля, зафиксированными в Положении, являются… укрепление единого культурного пространства страны», что «Золотая маска» «является отражением театральной жизни в России», подчеркивается ее «объединяющая роль».  Между тем даже в самой театральной среде не раз звучали упреки в адрес фестиваля, а также правил отбора номинантов и последующего определения лауреатов. Но вместо того чтобы самим бороться за чистоту эксперимента, дирекция выбирает такой вот вариант диалога «слепого с глухим». Вы нам про Фому, а мы – про Ерему. Замминистра – о русофобии и презрении к истории нашей страны, а «Маска» отвечает на эти обвинения письмом, в котором само существование русского театра того гляди поставят под сомнение, если будет отказано в поддержке нынешней дирекции: «Вопрос о сохранении премии и фестиваля «Золотая маска» напрямую связан с проблемой сохранения общероссийского театрального пространства».

Не в первый раз деятели культуры обнаруживают неготовность к ведению диалога. Казалось бы, кому, как не им, мастерам сцены и художественного слова, ответить по существу? Но главное: отказываясь от диалога, театр неминуемо проигрывает. Может быть, потому еще, что театральное искусство – это как раз искусство не только говорить, но и слушать, слышать и отвечать на то, что уже было сказано.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В «Двенадцать» и в «Четверть девятого»

В «Двенадцать» и в «Четверть девятого»

Андрей Мирошкин

Андрей Щербак-Жуков

Юрий Анненков – едкий иллюстратор, неразгаданный прозаик

0
1232
Обезвредить театрального критика

Обезвредить театрального критика

Евгений Авраменко

Как я был Магдой Геббельс

0
1288
В театре «Практика» пройдет второй концерт музыкального направления

В театре «Практика» пройдет второй концерт музыкального направления

Прозвучит электроакустическая музыка в сопровождении мультимедиа

0
700
Тихий танец-манифест и "Жизель" как эхо 1968-го

Тихий танец-манифест и "Жизель" как эхо 1968-го

Наталия Звенигородская

Философия Уильяма Форсайта и политика Акрама Хана на XIV Чеховском фестивале

0
1268

Другие новости

Загрузка...
24smi.org