Фото Gettyimages
Согласно данным некоторых соцопросов, 70% французов хотят, чтобы Франсуа Фийон, выдвиженец партии «Республиканцы», снял свою кандидатуру с выборов президента страны. Выяснилось, что на рубеже 90-х и нулевых депутат Фийон устроил свою жену Пенелопу на работу своим помощником. За четыре с половиной года она получила из государственной казны примерно 500 тыс. евро в качестве зарплаты. При этом, как утверждали французские издания, Пенелопа не выполняла никакой важной работы.
Одновременно с французским «Пенелопагейтом» в России развернулась история вокруг премьер-министра Дмитрия Медведева. Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и политик Алексей Навальный сообщил, что ему и его соратникам удалось обнаружить целую сеть фондов, которыми, как следует из расследования ФБК, руководят близкие знакомые премьера. На счета этих фондов, как утверждается, поступают средства от крупных бизнесменов, которые затем расходуются на покупку недвижимости, яхт и даже виноградников в России и за рубежом. Навальный озвучивает и общую сумму – 70 млрд руб.
Стоит подчеркнуть, что ни в случае с Фийоном, ни в случае с главой российского правительства речь не идет о судебно доказанных преступлениях или случаях коррупции. Во Франции, впрочем, суд идет, Франсуа и Пенелопа Фийон дают показания. Это абсолютно нормальная практика для демократического государства, когда разоблачительная публикация в прессе рассматривается как заявление о преступлении, которое правоохранительные и судебные органы должны рассмотреть. В России этого не происходит. Некоторые издания написали о расследовании Навального, но практика показывает, что следствие этим не заинтересуется – притом что суд вполне может установить, что никаких коррупционных схем и состава преступления в обнаруженных ФБК фактах нет.
Однако дело не столько в решениях судов – французского или российского. Французы хотят, чтобы Фийон покинул президентскую гонку до вердикта суда. Политики из партии «Республиканцы» задумались о смене кандидата опять же до того, как суд подтвердил виновность Франсуа Фийона. Причины понятны. Публикация в прессе заронила сомнение в чистоплотности Фийона. Если политик не смог преодолеть искушение, будучи депутатом, то что может случиться, если доверить ему пост номер один в государстве?
В гонке с сильными соперниками такое сомнение граждан может сыграть ключевую роль. Желание «Республиканцев» дистанцироваться от Фийона понятно. Он, быть может, ни в чем не виноват, но «Пенелопагейт» станет главной темой кампании и не позволит партии и ее кандидату донести до избирателя позитивную повестку.
Эти механизмы не работают в России. Публикации в прессе не становятся поводом для судебных разбирательств, хотя премьер-министр – далеко не первый, чей кейс разбирают СМИ. Политика могут скомпрометировать контакты с Западом, но не обвинения в присвоении госсредств или вымогательстве. Значительная часть россиян находит несправедливым то, что в 90-е некоторые граждане обогащались «за счет» миллионов. Но при этом, похоже, они считают, что нечистоплотность и алчность – неотъемлемые качества политика. Отчасти поэтому власть в России стабильна, а переход на личности в случае с Навальным («творчество осужденного») действенен.
Расследования ФБК можно игнорировать, поскольку в России, в отличие от Франции, реальная борьба за голоса и риск правящей элиты потерять власть приглушены, если не сказать – заглушены. Граждане голосуют за власть или попросту игнорируют выборы, потому что не видят альтернативы, а коррупционные схемы или выплаты родственникам воспринимают как неизбежное зло.


