0
858
Газета Образование Печатная версия

23.03.2007

Бакалавриат – это не ПТУ!

Тэги: медведев, фурсенко, бакалавриат, пту


В России окончательно утверждается уровневое образование. Правительство утвердило документ, который предусматривает переход на два уровня высшего образования: бакалавриат – 1-й уровень, магистратура либо «специалитет» (подготовка специалистов) – 2-й уровень. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. И лицензирование, равно как аттестацию и госаккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов, также предлагается проводить отныне раздельно. Нормативный срок обучения в бакалавриате составит от 3 до 4 лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата – 2 года, а по программам подготовки специалистов – не менее 5 лет.

Почему вообще принято решение об уровневой системе? Во-первых, это веление времени и обязательств, которые накладывает на Россию участие в Болонском процессе. Во-вторых, этого требует наша экономика.

Каковы же риски? Естественно, не маленькие. Даже сам первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев опасается «дискриминации в зависимости от образца дипломов после введения двухуровневой системы образования» и заявляет, что в таком случае могут даже «появиться специальные документы, которые устанавливают предпочтения при приеме на работу». Так что же говорить об опасениях самих ректоров вузов, которым эту затею, собственно, и предстоит воплощать в жизнь. Как заявил «НГ» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, проблема бакалавриата сегодня искусственно раздувается. И еще в начале 80-х в педагогических вузах страны студентов учили 4 года, и этого было достаточно. «Все это было не от хорошей жизни, – возражает министру наш эксперт, ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов, – тогда катастрофически не хватало учителей в глубинке. Но даже при тех условиях все лучшие московские вузы учили пять лет и понимали, что 4 года – срок для подготовки учителя явно недостаточный». По мнению Александра Кутузова, если через четыре года не будет внесено никаких изменений в законодательство, то бакалавра будут воспринимать как человека с неполным высшим образованием и соответственно тарифицировать как специалиста низшего звена (7–8-е разряд).

Если мы хотим быть точными и близкими духу Болонского процесса, то в государстве нужно построить такую же систему, как в Европе. В Европе бакалавр – это человек, имеющий общее базовое образование (бакалавр химии, физики и так далее). И для того чтобы работать в школе, ему придется еще обучиться специальным дисциплинам (педагогическим) в магистратуре. Если копируется такая система, то реально педагогом в нашей стране сможет работать только специалист после шести (пяти) лет обучения.

Так что обществу нужно уже сегодня разъяснить, какое образование будет иметь выпускник бакалавриата применительно к педагогическим вузам. Например, в каких классах, школах и по какой специальности бакалавр сможет работать? Вопрос этот, в принципе, крайне важен для всех граждан РФ, имеющих детей. Ведь все понимают: если допустить в школу человека только с общими (базовыми) знаниями, то число школьных конфликтов резко возрастет. А если проблему оставить на откуп вузам, то они отзовутся исключительно на потребности рынка и явно не в пользу родителя. Педагогические специальности вузы не жалуют, и школа опять проиграет.

Как заявил в беседе с корреспондентом «НГ» ректор МФТИ Николай Кудрявцев, в технических вузах система «бакалавриат и магистратура» существует уже много лет. И там, где она прижилась, что-то принципиально менять в ней не видят пока смысла. Почему так? Потому что при действующей системе в магистратуру не идет только 7–8% студентов. Связано это с тем, что в России бакалавр не востребован рынком труда. Многие отраслевые министерства пока не знают, как на практике использовать специалиста с таким дипломом. Кстати, если принять во внимание опыт других стран, то в США, например, в магистратуру идет не более 30% выпускников бакалавриата, остальные устраиваются на работу. Если ожидается такое развитие ситуации, то неизменно возникает вопрос: а надо ли все это нам при неудержимом росте научно-технического прогресса?

В будущем бесплатная магистратура предусмотрена для гораздо меньшего количества студентов (а иначе – зачем все преобразования?). И тогда не исключено, что в самое ближайшее время некоторой части преподавателей вузов (узких специализаций) придется искать себе работу на стороне. Кроме того, опять же возникает вопрос дифференциации вузов. Если учесть мировой опыт, то во многих развитых странах мира вузы обычно делят даже на три категории. Части вузов разрешают вводить у себя только бакалавриат. Другой части – включают еще и магистратуру, но не разрешают аспирантуру. И только десяти процентам вузов разрешают готовить у себя докторов наук. В условиях коррупции, царящей в российских вузах, такое развитие ситуации будет для нашего образования, мягко говоря, не самым перспективным.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чиновники скребут  по нефтяным сусекам

Чиновники скребут по нефтяным сусекам

Михаил Сергеев

До падения добычи осталось два-три года

0
1881
На кого равняется российский президент

На кого равняется российский президент

Эмиль Дабагян

В фокусе – латиноамериканские коллеги

0
579
Маленький человек, который хотел убежать в будущее

Маленький человек, который хотел убежать в будущее

Дарья Курдюкова

Ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых, показанная в галерее Тейт и в Эрмитаже, добралась до Новой Третьяковки

0
1047
Медведев своим распоряжением ликвидировал семь филиалов РАНХиГС

Медведев своим распоряжением ликвидировал семь филиалов РАНХиГС

  

0
1155

Другие новости

Загрузка...
24smi.org