0
961
Газета Образование Печатная версия

25.01.2008

Дети глобализации

Тэги: школа, дети, реформа, вуз, образование


Рейтинги стран, рейтинги вузов и школ очень популярны в образовании, особенно независимые (хотя таковых, как правило, не бывает). Недавно Бостонский колледж проверил знания десятилетних детей из 40 стран мира и пришел к выводу, что дети из России, Гонконга и Сингапура продемонстрировали лучшие навыки грамотности.

Россия возглавила список победителей, за ней следуют Гонконг и Сингапур. США и Великобритания, сообщило Reuters, заняли 14-е и 15-е места соответственно.

Тем не менее, если бы не финансовые трудности, учиться за рубежом предпочло бы гораздо большее количество россиян, чем это делают сегодня. Об этом свидетельствуют данные опросов посетителей образовательных выставок. Большинство родителей, посещающих их, желали бы отправить своих детей учиться за рубеж, будь на это их воля и возможности. Любопытно, что эти родители – самая заинтересованная в образовании часть общества.

А пока согласно последним исследованиям наибольшее число россиян, уезжающих получать образование за пределами родины, – это не более 50 тыс. человек. Куда едут? В основном в Великобританию (24 000 студентов). На втором месте находятся США. Хотя спрос на образование в этой стране со стороны российских студентов с каждым годом падает на 1–2% по причине жестких условий получения визы. Во Францию и Германию едут за образованием не более 3000 человек (по данным Edufrance и DAAD). А Италия, Австралия, Канада, Нидерланды за последний год приняли из России соответственно около 200, 200, 550 и 300 человек.

Если говорить о том, зачем едут, например, студенты, то уверенно можно сказать, что едут не за дипломом┘ С нострификацией (признанием зарубежного диплома в РФ) придется некоторым образом повозиться. Бюрократический аппарат – машина весьма сложная и неповоротливая. В утешение можно сказать, что согласно статистическим данным даже для самих американцев в действительности не так важно, степень какого университета они получают. Там ценят, какие результаты показали студенты во время учебы и выполнения практической работы. Множество ведущих американских компаний посещают наиболее известные американские университеты и приглашают на работу лучших студентов выпуска.

Если говорить о главном отличии большинства вузовских зарубежных программ от российских, то это прежде всего свобода выбора. Студент сам выбирает дисциплины, которые ему предстоит узнать в рамках своего курса.

Если учесть, что наибольшее количество студентов обучается в Британии, то имеет смысл сказать пару слов об этом образовании. Программа высшего образования Соединенного Королевства достаточно сложная. Она включает в себя учебные уровни (Level 0, Level 1 и Level 2) и преподается как в формате полной нагрузки (Full-Time), так и частичной нагрузки (Part-Time). Обучение подразумевает многоступенчатую систему контроля за развитием и успеваемостью студентов. Дважды в год проходят семестровые аттестации. После успешного окончания уровня Level 1 студенты получают сертификат о высшем образовании (Certificate of Higher Education), а после завершения уровня Level 2 – диплом о высшем образовании (Diploma of Higher Education). Модульная программа, которая практикуется повсеместно за рубежом и в некоторых наших школах (РУДН, ВШЭ и других), ценится очень высоко. Как говорят наши преподаватели, эта система сложна для преподавания, но очень удобна для студентов. Потому что оценку студенты получают сразу после завершения обучения по модулю. В американском образовании россияне выбирают чаще экономические науки. И чаще – магистратуру. Вообще среди нашей педагогической общественности популярно высказывание: американское образование в большинстве своем – это русские профессора и китайские студенты. Им виднее.

Во многих государствах сегодня уже идут или намечаются реформы образования. Единообразие, унификация, единство содержания образования и воспитательная направленность в странах с такой же системой образования, как наша, порой уступают место индивидуальности обучения и развития способностей отдельного ребенка. Сегодня почти каждая средняя школа ставит задачу воспитания творческой личности и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте как в России, так и за рубежом. Интернет и растущие международные обмены студентами и учениками меняют картину образования во многих странах. И порой, оказавшись в какой-то стране, наши граждане находят в новом подходе к образованию хорошо забытую старую советскую систему. Или с интересом обнаруживают ошибки и просчеты собственного образования.

Моя знакомая журналистка, приехавшая недавно из Японии, рассказала, что в японских школах нет двоечников. Помогает преодолеть проблемы с учебой посещение детьми специальных репетиторских школ. Большинство детей старших классов начальной школы и почти все из средней школы посещают в вечернее и воскресное время такую школу, потому что обычная японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университеты. Как похоже! Сегодня практически от каждого нашего родителя можно услышать, что школа не учит, не готовит┘ А должна бы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Высшая мера социальной справедливости

Высшая мера социальной справедливости

Анастасия Башкатова

Власти защитят пенсионную реформу репрессивными методами

0
1718
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1001
Книги, дети, пастила

Книги, дети, пастила

Марианна Власова

Книжно-яблочный фестиваль проходит ежегодно в Коломне

0
123
Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

0
278

Другие новости

Загрузка...
24smi.org