0
6371
Газета Образование Интернет-версия

03.09.2013 00:01:00

Кому нужны индивидуальности

Об авторе: Анатолий Чургель

Тэги: образование, общество


образование, общество Вряд ли в России кому-то придет в голову интересоваться у крестьянина, где он учится. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Обширнейшая география поездок члена-корреспондента Российской академии образования, члена-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, доктора педагогических наук, профессора Анатолия ЦИРУЛЬНИКОВА включает в себя не только регионы России. О ходе образовательной реформы у нас по сравнению с другими странами, с профессором Цирульниковым беседует журналист Анатолий ЧУРГЕЛЬ.
Анатолий Маркович, каковы ваши впечатления, «в общем», о ходе образовательной реформы в России?
– В российском образовании есть некая странность, которую я заметил, изучая архивы. Активная школьная реформа часто становится индикатором грядущих перемен. Так, Нестор Махно проводил реальную школьную реформу в Гуляйполе, а за четыре дня до падения Перекопа у генерала Врангеля собирались профессора и всерьез обсуждали, сколько часов и на какой предмет выделять в российских школах. И в этом смысле последняя школьная реформа СССР – не исключение. Она началась (и я в ней активно участвовал) в перестроечные времена, а закончилась, как раз в августе 1991-го.
Значит ли это, что наша школьная реформа тоже что-то предсказывает?
– На пятачке школы, безусловно, разыгрывается драма общества в целом. Но тут есть разные фокусы. А наша реформа, на мой взгляд, – сплошная эклектика. И это – мягко сказано. О каких масштабных преобразованиях можно говорить, когда увязывают якобы передовые федеральные стандарты с ЕГЭ, с единым учебником истории, с единой формой одежды, с «концентратами» школ? И все это – на авось.
Крутая смесь, похожая на «коктейль Молотова». Какие-то либеральные ходы и одновременно глухой сталинизм. Когда случайно увидел документ «О дисциплинарной ответственности учащихся» со словами «обвиняемые», «виновные», «подозреваемые», то не выдержал и даже написал статью «Сталинский приказ». Я просто не могу молчать, когда чувствую запах таких сталинских историй. Поэтому все вместе это очень запутано, да и страна – запутанная.
Где же мы так запутались, что никак не определимся, для каких целей нам нужно образование?
– Я бы просто поставил вопрос – о невостребованности образования. Дело в том, что вот эти колеса: политика, экономика, образование, они в России издавна, а сегодня – в особенности не скреплены друг с другом. Политика в эту сторону вертится, экономика сюда пошла, образование – вообще из другой машины. И в этом смысле, что бы ни происходило в образовании: пусть оно – самое лучшее в мире, пусть – самое худшее, это не имеет никакого значения. Потому что нет никакой связи между уровнем образования и жизненным благополучием человека.
Мой друг и коллега Александр Асмолов в своей книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» совершенно правильно пишет, что во все авторитарные периоды правителям не нужны индивидуальности. Им нужна серость, нужно лепить послушных, поэтому и развивающее образование им вовсе не нужно.
Может быть, это связано с тем, что Россия во многом аграрная страна, с огромным количеством территорий, где просто невозможно обеспечить высокий уровень образования?
– Ну, во-первых, за 20 последних лет у нас умерло 20 тысяч деревень. А во-вторых, я просто приведу пример Голландии, где пять лет вел проект по агрообразованию. Если в Голландии вы хотите стать фермером, то банк дает ссуду, и год к вам никто не приходит. Но затем появляется консультант и спрашивает: «Какие там проблемы у коров?» Если нет ответа, то следующим будет вопрос: «А где вы учитесь?» И уж если на этот вопрос промолчите, то консультант сообщает в банк: «Этот фермер нигде не учится. Он не может вести дело». И банк ставит точку. Тогда я задаю вопрос: кем в этой ситуации оказывается банк? Он оказывается контролером и регулятором образования.
И любая фирма, даже по продаже каких-нибудь удобрений, 70% времени занимается не продажей, а обучением, информацией, консалтингом. То есть образование встроено во все социально-экономические структуры Голландии. Само общество – образовательное. В России это было до революции, когда была так называемая многоукладная система образования. Не в такой мере, но к этому шло.
Хорошо, давайте возьмем не отраслевые, а территориальные проблемы, включая и низкую плотность населения ряда регионов и то, что 20 процентов территории страны – Заполярье…
– Уже много лет я занимаюсь развитием образования в Якутии. То, что в Якутии нам удалось сделать, просто перпендикулярно Москве. Уже сейчас там опередили центр лет на пятьдесят. Если бы у них были прямые доходы от добычи полезных ископаемых, хотя бы 25%, как при Ельцине, они стали бы новыми молодыми драконами Восточной Азии. Между прочим, там гораздо более развит Интернет, чем даже в Подмосковье. Потому что без этого просто невозможно.
Только для сельской школы в отличие от общей «модернизации», имевшей четыре модели, мы около 40 моделей предложили, начиная от общеизвестных образовательно-воспитательных комплексов до института домашнего учителя, выездной школы, кочевой школы.
Выходит, в регионах проще решать многие проблемы. Но за счет чего?
– Образование в этих самых регионах, где мы начали работать и где много лет уже работаем, это инструмент решения жизненных проблем сообщества. И там есть один плюс. Он в том, что чиновник самого высокого ранга и простая техничка относятся к одному этносу. И этот чиновник, даже выполняя указание из Москвы, знает, что можно до грани дойти, а дальше нельзя, потому что гибельно для этноса. А здесь этого уровня нет, и он опускается куда угодно. Якутия, Бурятия, Калмыкия… у меня экспедиции идут все время. И мне становится все более понятным вариант того, что в ближайшем будущем произойдет.
Как вы сами сказали, «вариативность» – важнейший элемент образования. Так какие же варианты ожидают эти регионы или, может быть, Россию в целом?
– Не очень это весело. Например, в Якутии издали мою книгу, где есть фотографии бывших предприятий ГУЛАГа. Там находишь иногда такие гаражи, где машины стоят смазанные. Как будто сейчас заводи и езжай. То есть все готово для следующего ГУЛАГа. И это – серьезно.
Поэтому у образования в этой ситуации сдерживающе-культурная роль есть только для локальных точек. Представить себе образование как какую-то серьезную силу на федеральном уровне сегодня не могу.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
480
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
423
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
408
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
465

Другие новости