0
3077
Газета Образование Печатная версия

21.10.2014 00:01:00

Учебному процессу помогут курсы семьеведения

Работу школ будут оценивать сообща - чиновники, родители, ученики

Тэги: школа, учитель, общество, контроль, родитель, ученик, минобрнауки, наталия третьяк, марина захарова


школа, учитель, общество, контроль, родитель, ученик, минобрнауки, наталия третьяк, марина захарова Учителя попали под надзор: их деятельность окажется под пристальным вниманием общества. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Создание независимой и всесторонней системы оценки качества работы образовательных организаций продолжает волновать Минобрнауки РФ. Каким образом потребители образовательных услуг могут принять участие в выработке критериев мониторинга и рейтингования, а также составлении самих рейтингов, на днях обсуждали представители Минобрнауки РФ, Общественного совета при Минобрнауки России, педагогического и родительского сообщества.

Как пояснила замминистра образования и науки РФ Наталия Третьяк, с 21 октября начнут действовать изменения, внесенные в федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные с независимой оценкой деятельности образовательных учреждений. Министерство предлагает использовать три группы индикаторов при оценке образовательной деятельности детских садов, школ, вузов и иных образовательных организаций.

Среди них – показатели открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации (наличие сайтов, полнота и актуальность представленной информации), показатели оценки качества образовательных услуг потребителями, показатели соответствия предоставляемых образовательных услуг потребностям получателей (компетентность работников организации, доброжелательность, индивидуальный подход). По словам Третьяк, независимая оценка качества образования и образовательной деятельности «будет способствовать развитию конкурентной среды, распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса, развитию многообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства».

В роли заказчиков независимой оценки качества образования могут выступать общественные советы, общественные объединения, учредители образовательных организаций, федеральные и региональные органы государственной власти, а также непосредственные участники образовательного процесса – педагоги, учащиеся и их родители.

В ходе обсуждения деталей на круглом столе выяснилось, что заказать независимую оценку могут не просто граждане, а граждане, организованные в сообщества (например, это касается и студентов, и родителей). Независимая оценка может быть платной, если родители решат привлечь к этому делу платные рейтинговые агентства. К проведению самой процедуры независимой системы оценки качества работы образовательных организаций могут быть привлечены некоммерческие организации, рейтинговые агентства, региональные центры оценки качества образования, отдельные эксперты или группы экспертов. То есть платность или бесплатность экспертной оценки будет зависеть от того, кто будет оценивать, кто будет заказчиком исследований.

Как уверена Майя Пильдес, директор государственного образовательного учреждения «Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, любое внешнее оценивание образовательного учреждения – заведомо непростая ситуация. В то же время любая закрытая система обречена на провал, развивается только открытая система. Рейтингов должно быть много, считает школьный директор, потому что каждый из них имеет свою специфику и помогает лучше понять, что происходит с образовательным учреждением. Взять, например, рейтинг сайтов образовательных учреждений. Очень важный рейтинг, потому что чем лучше будут сайты школ, тем меньше будет бумаг для отчетности.

Нынешние правила призваны к тому, чтобы объяснить всем современные процессы, происходящие со школой, считает Марина Захарова, министр образования Московской области. 

Школа является автономной. Учитель, родитель, ученик – у каждого свои требования к образовательному процессу. Поэтому важна оценка каждого участника. Кроме того, рейтинг должен учитывать не только качество даваемого образования, но и условия для обеспечения этого качества.

«Родитель сегодня предлагает оценивать качество обучения специалистам, потому что сам он может ошибаться в этом вопросе, – ввел в курс дела собравшихся Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации. – А если родитель и готов сам участвовать в этом процессе, то только тогда, когда специалисты все готовы разложить по полочкам». По оценкам экспертов, родителям мешает участвовать в процессе рейтингования и делах школы вообще занятость на работе и отсутствие интереса. Но вместе с тем появилась и такая категория родителей, которых не устраивает отсутствие методик и механизмов, помогающих понять зону ответственности при управлении образовательным учреждением. То есть некоторых родителей уже интересуют «правила игры».

«Родители должны быть готовы к тому, что будет происходить с их детьми, – дополнила мысль об участии родителей в делах школы Марина Захарова. – И должны быть профессиональные сообщества, которые подготовят родителей к восприятию новых вызовов, а сегодня многие родители вообще дистанцированы от школы. Мы крайне редко говорим о том, что школа – это зона совместной ответственности родителей и учителей». Тему родительского просвещения в области образовательного права сегодня, по словам участников круглого стола, обкатывают уже во многих регионах. Например, на курсах семьеведения в Пензенской области. Подавляющее число родителей не знает, что происходит в нашей образовательной политике.

Про оценку школ учениками и студентами почти не говорили. Вообще тему мягко обошли. Но напомним, что на днях случилась дискуссия в СМИ, вызванная сообщением о планах Минобрнауки включить в список критериев мониторинга эффективности высших учебных заведений показатель мнения студентов. «Учитывать мнение студентов при оценке эффективности вузов обязательно нужно. Однако есть опасения, что этот критерий может стать еще одной непрозрачной схемой в мониторинге эффективности высших учебных заведений, – сказал «НГ» депутат ГД РФ Владимир Бурматов. – Предпосылки к этому, к сожалению, есть. Критерий уже заявлен, но Министерство образования не дает даже примерного порядка его расчета, не ведет обсуждения этого критерия с профессиональным сообществом и экспертами. Это может свидетельствовать о том, что порядок его расчета, как и многих других критериев, будет нарисован чиновниками Министерства образования «на коленке», без учета итогов широких экспертных консультаций, что в данном случае просто необходимо… Важно не допустить, чтобы этот критерий стал одним из инструментов Министерства образования для расправы с неугодными ректорами и еще одним фактором произвола при реорганизации вузов».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Пиндосы, гоу хоум», или Похвала русскости

«Пиндосы, гоу хоум», или Похвала русскости

Виктор Макаренко

Можно ли научить общество национально-политической самокритике

0
1331
Из дневника политика, проехавшего 38 дней по своей стране

Из дневника политика, проехавшего 38 дней по своей стране

Никита Исаев

А здесь ни фасада, ни города-сада…

0
1772
Пенсионная реформа как самодискредитация русского либерализма

Пенсионная реформа как самодискредитация русского либерализма

Руслан Гринберг

Пенсионная реформа как самодискредитация русского либерализма

0
949
Вторая октябрьская трагедия ХХ века

Вторая октябрьская трагедия ХХ века

Николай Работяжев

Под танками возле Белого дома в 1993 году оказались идеалы горбачевской перестройки

0
885

Другие новости

Загрузка...
24smi.org