6
3190
Газета Образование Печатная версия

15.06.2017 00:01:00

Языковая глобализация и "принуждение к английскому языку"

Отечественный рынок онлайн-изучения иностранных языков занимает 10-е место в мире

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС.

Тэги: егэ, иностранные языки, английский язык, образование


егэ, иностранные языки, английский язык, образование В России изучение английского языка пока не является предметом национальных программ и приоритетных проектов. Фото с сайта www.mos.ru

ЕГЭ по иностранным языкам станет четвертым обязательным предметом уже в 2022 году. Это решение Министерства образования и науки РФ, безусловно, – крайне важное событие, и не только для школьников, которые будут сдавать ЕГЭ в 2022 году, но и для страны в целом. ООН использует в своей практике термин «принуждение к миру» (англ. – peace enforcement operations) для ситуаций, когда необходимо вмешательство внешних сил для ее коррекции или изменения. В случае с ЕГЭ по иностранным языкам можно использовать термин «принуждение к английскому языку» (не вызывает сомнений, что большинство российских школьников будут сдавать именно английский язык).

Должно ли быть «принуждение к английскому языку» только административной мерой? Представляется, что эта проблема является комплексной и даже исторической, а может, и социально-политической, и сидит она глубоко в нашем национальном бытии. К примеру, спор западников со славянофилами, хотя и в других формах и выражениях, идет до сих пор. Зачем нам английский? Поощрять утечку мозгов в Америку?

Возвращаясь к введению ЕГЭ по иностранным языкам, хотелось бы напомнить, что в процессе «принуждения к английскому» важно не столько требовать, сколько создавать условия и стимулировать. Во многих странах мира были введены или вводятся государственные программы по обучению английскому языку, система поощрений для работников, владеющих иностранными языками, и т.д.

В России изучение английского языка не является предметом национальных программ и приоритетных проектов. Обучение иностранным языкам фактически отдано на откуп частным компаниям и репетиторам, которые и развивают этот рынок. В последние годы в изучении английского языка наметилась крайне важная тенденция – изучение английского языка уходит в онлайн.

Можно выделить основные образовательные продукты и услуги по электронному обучению английскому языку: расширенное электронно-ориентированное электронное обучение (готовые учебные курсы), онлайн-обучение на основе совместной работы (онлайн-классы и групповое онлайн-обучение), электронные справочные материалы, мобильное обучение с использованием мобильных приложений.

По данным компании Edutainme, в 2016 году рынок онлайн-обучения иностранным языкам в России показал рост. Так, компания Lingualeo сообщила об увеличении оборота в 2016-м по сравнению с годом ранее на 19% и увеличении числа пользователей – на 17%. По оценке Edutainme, компании, специализирующиеся на онлайн-продуктах обучения английскому языку, зарабатывают от 8 до 40 млн руб. в месяц.

Согласно докладу Ambient Insight. The 2015–2020 Worldwide Market for Digital English Language Learning Products (2016), российский рынок онлайн-изучения иностранных языков занимает 10-е место в мире и является одним из самых быстрорастущих в мире рынков обучения английскому языку. Рост рынка обучения английскому языку, говорится в докладе, продолжится в среднем на 2,8% в год до 2020-го, а наибольший рост будет наблюдаться в продаже мобильных образовательных услуг в рамках мобильного обучения (7,7%). Наибольшее снижение будет наблюдаться по продажам электронных справочных материалов (4,2%).

В целом же электронное обучение английскому языку будет расти во всем мире. Мировой рынок цифровых учебных материалов по изучению английского языка в 2015 году достиг 2,8 млрд долл. Пятилетний совокупный ежегодный темп роста составил 6,2%, а доходы 120 стран мира к 2020 году могут составить 3,8 млрд долл. В то время как темпы роста обучающихся английскому языку замедляются в развитых странах, их доходы от обучения английскому языку по-прежнему высоки. На долю Китая, США, Южной Кореи, Японии и Бразилии приходится 65% мировых доходов рынка электронного обучения английского языка. Но темпы роста рынка относительно низкие: в Бразилии этот показатель составляет 4,1%, за Бразилией следуют Китай – 2,8%, Япония – 1,4%, Южная Корея – 1,4%.

Доминирование английского языка в Интернете уже очевидно в настоящее время: 26,3% всех пользователей Сети используют английский язык. С уверенностью можно предположить, что рост англоязычной аудитории Интернета продолжится. Кроме того, наблюдается абсолютное численное превосходство численности MOOCs (массовых открытых онлайн-курсов) на английском языке.

Еще в мае 2014 года участниками парламентских слушаний на тему «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в Госдуме были отмечены «глобальные стратегические, политические, культурные, научные, образовательные и финансово-экономические риски для России, связанные с нарастающим развитием электронного обучения в странах-конкурентах и с нарастающим отставанием страны в этой сфере, что создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации». Это в том числе «риски, связанные с развитием странами-конкурентами МООС, которые вторгаются в сферу научного, образовательного и культурного суверенитета страны, навязывая чужую культуру и размывая национальные ценности страны. МООС создаются в контексте, соответствующем культурно-ценностным установкам страны, их создавшей. Слушатели МООС со временем и в отсутствие отечественных альтернатив принимают ту методологию, которая встроена в обучающие программы МООС. Отставание в развитии электронного обучения и связанного с ним производства контента ведет к демотивации в развитии национальных учебных материалов».

Участники слушаний также отмечали, что «использование МООС, сформированных в странах-конкурентах и доступных к использованию в бесплатном режиме, снижает мотивацию инициативного создания отечественных МООС, ориентируют активную, наиболее инновационную часть молодежи применять иностранные ресурсы. Эти процессы неизбежно ведут к навязыванию молодежи чужих культурных и нравственных ценностей, к снижению уровня, объемов отечественных НИР, мотивации в написании собственных учебников, а также методик обучения и, как следствие, к деградации российской культуры, науки, образования и российской самобытности».

Все это отчасти верно. Но глобализацию мира, которая породила и языковую глобализацию, никуда не спрячешь. А время, когда мы готовили по большей части местечковых специалистов без знания иностранных языков (для регионов России), прошло.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(6)


Анатолий 19:45 15.06.2017

У нас в России, как и раньше в СССР, поразительная ситуация с иностранными языками: при общем высоком уровне школьного и вузовского образования найти специалистов, свободно говорящих хоть на одном иностранном языке - проблема. Технические специалисты во всех странах и регионах мира - в Китае, на Ближнем Востоке и т.д. - сами докладываются на английском языке и не требуют синхронного перевода докладов на родной язык. И только в России это не так. Что делать? Кто виноват?

biryukov vadim Анатолий 11:59 16.06.2017

Л. Вербицкая, когда была ректором СПб ун-та, говорила в телевизионном интервью, что единственной задачей обучения иностранным языкам в СССР было "научить читать со словарем". Сейчас уже прогресс - появились студенты понимающие текст без словаря. но учить писать на иностранном языке в РФ по-прежнему не принято (в том числе и в пединститутах!). Пока в РФ не пишут сочинения на русском, писать их на английском не будут! В 18-м веке мальчиков в Англии учили читать и писать, а девочек - только читать

biryukov vadim 12:06 16.06.2017

По действующему положению каждый соискатель ученой степени должен опубликовать статью и сдать экзамен по английскому языку. Казалось бы любой университет, публикующий свои труды, может опубликовать статьи соискателей на английском. Более того, зарегистрировавшись за небольшие евро, можно попасть в международные реферативные журналы, подняв тем самым международный рейтинг вуза. Но ни ректоры, ни МОН эту возможность "не видят".

biryukov vadim 12:12 16.06.2017

Каждый преподаватель вуза по действующим правилам должен "проходить повышение квалификации". Не повышать квалификацию, - ее у нас оценивать не принято, - а именно "проходить", т.е получать документ о "прохождении". У меня знакомый уже 3-й раз за 15 лет "прошел" курсы английского языка. Когда я спросил у своего завкафедрой нельзя ли зачесть мою статью, опубликованную на английском, как "повышение", то получил ответ "НЕТ!".

biryukov vadim 12:24 16.06.2017

Я, в отличие от многих участников парламентских слушаний, прошел курс электронного обучения в Пекинском ун-те, знаком с обучающими и конролирующими системами лет 40, т.е. считаю себя в данном вопросе специалистом. Создать обучающий электронный курс намного сложнее (дороже), чем написать "бумажный" учебник. Издательство Высшая школа не публикует данных о гонорарах авторов. Они смехотворны. Электронный курс, если его не обновлять, через год - три умирает своей смертью. Вопрос упирается в деньги.

biryukov vadim 12:35 16.06.2017

Средний курс электронного обучения составляет группа из трех (высококвалифицированных) преподавателей за год тяжелого труда. У нас его предлагают составить одному "во второй половине дня" (в перерыве между занятиями), т.е. практически бесплатно... Чтобы получить хороший продукт, необходимо иметь минимум два-три близких курса для конкуренции. "Плохой" курс сам "умрет". Я еще не видел чиновника МОН, сознательно организующего конкуренцию. МОН, например, не организует конкурсы на новые учебники.


Читайте также


Лукашенко проведет республиканский педсовет

Лукашенко проведет республиканский педсовет

Антон Ходасевич

Президент Белоруссии реформирует школу, опираясь на личный опыт

0
761
Педагогов тоже пропустят через ЕГЭ

Педагогов тоже пропустят через ЕГЭ

Наталья Савицкая

Учителя сомневаются в лояльности тех, кто проверит их знания

1
1749
Питерские вузы оказались самыми востребованными

Питерские вузы оказались самыми востребованными

Наталья Савицкая

Ведущие университеты страны отпугивают абитуриентов своей "неприступностью"

0
1566
Московские школьники  подготовили проекты к форуму "Город образования"

Московские школьники подготовили проекты к форуму "Город образования"

Тамара Михайловская

Столичным детям продемонстрировали, как развиваться по индивидуальной траектории

0
667

Другие новости

24smi.org
Загрузка...