0
1587
Газета Образование Печатная версия

14.12.2017 00:01:00

"Умные" словари помогут изменить ситуацию с чтением

Почему наши младшеклассники побеждают в международных соревнованиях, а старшие – нет

Тэги: начальная школа, международные соревнования, pirls, чтение, навыки, словари


начальная школа, международные соревнования, pirls, чтение, навыки, словари Среди факторов, способствующих развитию навыков чтения младшеклассников, – самоконтроль и самостоятельность. Фото PhotoXPress.ru

Ученики начальной школы побеждают в международных соревнованиях, потому что с ними много занимаются их родители. Ребенок быстрее учится читать, если семья еще до школы развивает его речевые навыки и языковое чутье, – об этом говорит анализ социологов Высшей школы экономики (ВШЭ). 

Обнародованы результаты международного соревнования PIRLS (международное сравнительное исследование качества чтения и понимания его среди учащихся). Российские младшеклассники продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 50 стран мира. Сразу заметим, что победа юных россиян в таком соревновании не первая. Наши ребятишки побеждали и ранее. А в чем причины такого успеха, помогает понять анализ опросов ВШЭ. 

Социологи протестировали свыше 2700 детей в начале и в конце первого года обучения. И выявили, что очень большую роль в этом случае играет семья. Именно в начальной школе ее участие в жизни ребенка неоспоримо. Если мать и отец вкладывают в занятия с дошкольником много сил и времени, говорят с ним на живом и правильном языке, то в первом классе он читает лучше и демонстрирует больший прогресс в чтении по сравнению с ровесниками, отмечают авторы исследования. Эти практики совместного чтения более эффективны, чем те, когда родители просто учат детей буквам и читают с ними азбуку, как в школе. 

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем легче ему освоить чтение. Дети родителей с хорошим культурным багажом учатся читать быстрее, чем их сверстники из других семей. Для беглого и осмысленного чтения первокласснику нужно постоянно пополнять свой словарный запас. И совместное погружение родителя и ребенка в текст формирует целый такой комплекс умений, отмечается в исследовании. 

Если у ребенка скудный словарь и неразвитый фонематический слух, он будет медленнее продвигаться в чтении, даже если умел читать еще до школы. Среди факторов, ускоряющих процесс чтения младшеклассников, многие исследователи также называют психологические навыки: самоконтроль, умение сосредоточиться (внимательность), самостоятельность, дисциплину и умение общаться. 

Закономерен вопрос, почему успехи старших школьников РФ в чтении не столь заметны в международных соревнованиях? Далее в старших классах родительский контроль ослабевает, родители не читают с детьми вслух и уж тем более реже обсуждают с ними прочитанное. И проблемы соответственно с чтением нарастают. Кроме этих и других очевидных причин неуспеха (быстрое развитие Интернета; недостаточная подготовка учителей; школьные программы, составленные без учета интереса школьника, и т.д.), есть для нас и несколько неожиданные. Например, все возмущаются, что скуден лексический запас речи школьника. А пополнению этого запаса  мешает в том числе и проблема... самих словарей. 

Главная проблема современных словарей для школьников в том, что они используют слишком примитивный лексический запас, считают ученые. «Такое впечатление, что дети так и говорят на таком языке», – сказала на недавнем совещании в Рособрнадзоре директор Института русского языка им. В.В. Виноградова Мария Каленчук. По ее мнению, сегодня лишь единицы из школьных словарей удовлетворяют профессиональным требованиям. И исправить эту ситуацию можно, включив туда требование отбирать в словарь слова, представляющие значительные трудности для ребенка. В случае принятия такой меры сразу же «подтянутся» и учебники. Писать современные учебные пособия надо так, считают специалисты Института русского языка, чтобы на каждой странице была хотя бы пара заданий, которые невозможно выполнить, не заглянув в словарь. Тогда появится потребность у школьника все время узнавать эти новые слова. 

Более того, необходимо включить в каждую линейку учебной школьной литературы специально разработанный словарь. Нужен федеральный перечень словарей – по аналогии с федеральным перечнем учебников, считают авторы предложения. Гриф «Рекомендовано Министерством образования» должен стоять на первой странице словаря для школьников так же, как сейчас он стоит на первой странице учебников, предлагают они. 

Судя по предложению специалистов, для того чтобы ученик испытал потребность в словаре, он должен сначала понять, что есть некая проблема, которая заставит его сделать эти усилия в познании нового. Но в связи с этим перед учителями российской школы встает как минимум еще один вызов – научить детей ощущать, а где, собственно, в тексте есть «проблема».   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мальчики читают меньше девочек

Мальчики читают меньше девочек

Кристина Шестакович

Педагоги-библиотекари становятся проводниками в информационном мире

0
1537
Кустарь-одиночка без мотора

Кустарь-одиночка без мотора

Виктория Балашова

Сергей Лукьяненко о трагической любви человека и крота и о том, как он друзей в гипноз погружал

0
1896
Учи устав

Учи устав

Алкей

Повесть о ЕГЭ, равноправии, чтении школьниками Есенина и маркировке 18+

0
1796
Россия имеет все шансы занять ведущие позиции по навыкам функционального чтения

Россия имеет все шансы занять ведущие позиции по навыкам функционального чтения

0
1274

Другие новости

Загрузка...
24smi.org