0
2603
Газета Образование Печатная версия

22.08.2018 16:47:00

В РФ могут появиться "пятизвездочные" детсады

Предлагаемое новшество призвано улучшить качество дошкольного образования

Тэги: дошкольное образование, детсад, ранжирование, звезды


дошкольное образование, детсад, ранжирование, звезды Детсадовским работникам теперь ставят еще одну задачу – воспитать свободную личность. Фото агентства «Москва»

На форуме «Ориентиры детства», который прошел на днях в Москве, Ассоциация развития качества дошкольного образования предложила педагогическому сообществу включиться в работу нового проекта по ранжированию детсадов. По мнению членов ассоциации, «звездные сады» (1–5 звезд) помогут повысить мотивацию педагогов и привлечь к внешней оценке детских учреждений родительское сообщество.

Детские сады будут получать звезды за достижения. И учитываться при этом будет все: уровень кадров дошкольной организации; оснащенность групп; качество образовательной среды; техническое состояние здания; забота о здоровье и безопасности; содержание образования; организация питания; возможности для занятий физкультурой и другие. 

В результате перехода на новый уровень детсады будут получать звезду, сертификат соответствия, благодарность начальства и коммерческих структур. Организаторы уверены, что три важных момента составляют качество дошкольного образования. Первый – это материально-техническое оснащение. Второй – условия труда педагогов. Третий – это педагогический состав, их образовательный уровень, методики, использование ИКТ и различных электронных гаджетов в образовании. При этом, отмечают в ассоциации, воспитатель должен быть свободной личностью. Иначе он «не сможет воспитать свободного гражданина».

Последний пункт нас заинтересовал настолько, что мы рискнем здесь привести некоторые факты для сравнения. Например, с детсадами Германии. Где, кстати, совсем не так много внимания уделяется материальной базе. Там дети вообще могут спать не на кроватях, а на матрацах на полу. Но самое «страшное» другое. Там нет четко структурированного режима дня и разделения занятий по предметам. Воспитатели организуют день так, что дети ежедневно получают возможность чему-то научиться и провести исследовательские действия. Есть детские сады, в которых нет групп вообще. 

Дети передвигаются по такому саду самостоятельно, и само пространство подразумевает безопасность этого передвижения. Там занятия в классе по возможности заменяют прогулками на свежем воздухе. Но при этом не делается ничего того, что не служит основной идее – развития ребенка. Принцип объяснения действует во всей системе дошкольного образования, и воспитатели работают изначально именно с ним, а потом с всевозможными запретами. В детсадах могут быть игровые комнаты, их двери всегда открыты, и любой ребенок может в любой момент по своему желанию зайти и начать играть. Завтракают и обедают дети прямо в группах – еду развозят на тележках , а готовится она в самом учреждении. В определенные дни дети сами готовят еду, режут салаты под руководством повара. Кстати, продукты закупаются в обычном магазине.

Вопрос, где скорее воспитают именно свободную личность, здесь кажется излишним. Не так ли?

Рядовые воспитатели детских садов, с которыми нам удалось поговорить, выразили сомнение в большой полезности затеи «звездности». Они боятся, что работа потребует еще большей отчетности от воспитателей. Там, где речь идет о государственных конкурсах, всегда возрастает вал бумажной работы. Педагоги дошкольного образования уверены, что заявленная добровольность участия быстро сменится обязаловкой для всех. И также они полагают, что все в конце концов сведется к обычной формальности, и звезды начнут получать исключительно «свои» сады. В итоге это приведет к нездоровой конкуренции и очковтирательству.

Кстати, по результатам опросов фонда «Национальные ресурсы образования», лишь 8% педагогов считают, что их знаний о воспитании детей недостаточно. Но… к консультациям психологов и логопедов обращаются почти 72% педагогического состава детсадов. 

Поэтому первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Людмила Дудова предложила пересмотреть состав детского сада: второй воспитатель, психолог, логопед. По данным депутата Госдумы РФ Любови Духаниной, 53% детских садов обеспечены развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы любого ребенка. Активно развивается инфраструктура в детских садах.

А в целом на форуме говорили хорошие слова и собрались хорошие люди. «Ученые давно поняли: весь тот фундамент, на котором будет выстроено образование и воспитание человека, формируется в возрасте до 6 лет. А это значит, что именно этому периоду необходимо уделять исключительное внимание, финансировать систему ДО и готовить для нее самые квалифицированные кадры», – сказал ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса. Дети, прошедшие через систему дошкольного образования, получают неоспоримые преимущества в дальнейшем, при обучении в начальной и средней школе, отметил он. «Ученые выяснили, что у детей пластичность мозга выражается числом с 18 нулями, в то время как у взрослых – с 11-ю. Для ребенка это двоякая ситуация: безграничные возможности, но и невероятная уязвимость психики. Очень важна среда, в которой развивается ребенок: среда в семье и, конечно, среда детского сада», – сообщила Любовь Духанина. 

«Проанализировав имеющиеся научные и практические результаты в области дошкольного образования как в нашей стране, так и в мире, мы пришли к выводу, что у нас нет новых нормативов развития ребенка, которые бы четко соответствовали той социальной ситуации развития, в которой находятся современные дошкольники», – сообщил вице-президент Российской академии образования, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко.

Мероприятие собрало около 6 тыс. воспитателей со всей России и территории стран СНГ. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Узбекистан: в детском саду диагностировано массовое пищевое отравление

Узбекистан: в детском саду диагностировано массовое пищевое отравление

0
517
Приезжих детей за парты не пускают

Приезжих детей за парты не пускают

Екатерина Трифонова

Не предусмотренные законом документы должны предоставлять и гастарбайтеры, и беженцы, и переселенцы

0
1907
Медведев: Предстоит создать более 250 тыс. новых мест для самых маленьких детей

Медведев: Предстоит создать более 250 тыс. новых мест для самых маленьких детей


0
1065
Большой разницы между хорошим детсадом и обычным нет

Большой разницы между хорошим детсадом и обычным нет

Елена Герасимова

Мониторинг дошкольных учреждений показал, что почти ничего не изменилось после принятия новых госстандартов

0
1492

Другие новости

Загрузка...
24smi.org