0
1883
Газета НГ-Энергия Печатная версия

13.01.2009

Чем бурить скважины?

Тэги: нефть, газ, оборудование


нефть, газ, оборудование Таможенные пошлины на ввозимое нефтегазовое оборудование находятся на недопустимо низком уровне, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.
Фото Reuters

Как известно, исполнительный директор компании Shtokman Development AG Юрий Комаров, выступая 9 декабря 2008 года в Государственной Думе, призвал установить нулевые ставки НДПИ и НДС, а также отменить экспортные пошлины для сжиженного природного газа со Штокмановского месторождения. Юрий Комаров посетовал на высокие капитальные затраты по проекту: только на первую его фазу в ценах 2006 года планируется потратить 15 млрд. долл. Руководитель Shtokman Development AG призвал также снять налоги на имущество для разработки шельфа и обнулить таможенную пошлину на ввоз оборудования, не производимого в России.

Надо сказать, что Союз производителей нефтегазового оборудования озабочен ситуацией с подрядными работами на российском шельфе. Отраслевой общественности по настоящее время неизвестны ни состав конкурсной комиссии, ни правила выбора подрядчиков. Если в пресловутых и активно критикуемых проектах по СРП была хотя бы вписана норма обязательного 70-процентного российского участия, то в Штокмановском проекте и этого нет. В свое время объявления о конкурсах операторы проектов по СРП публиковали в центральных российских СМИ. Теперь о выборе подрядчиков вообще ничего не известно. По мнению Союза производителей нефтегазового оборудования, налоговые льготы для участников Штокмановского проекта должны быть увязаны со встречными обязательствами по созданию рабочих мест в российской промышленности. Это относится не только к судостроению, но и к производству бурового и другого нефтегазового оборудования, в производстве которого наша страна все же имеет, вопреки расхожему мнению, хорошие заделы. Напомним, машиностроительное предприятие «Уралмаш – Буровое оборудование» спроектировало и изготовило 38 комплектов бурового оборудования для морского бурения нефтяных и газовых скважин. Оборудование успешно эксплуатируется на шельфе Баренцева, Охотского, Черного, Каспийского морей. Российские заводы имеют большой опыт проектирования и производства технически сложного бурового оборудования для работ на морских месторождениях. Благодаря отечественному оборудованию и российским специалистам были открыты и разведаны месторождения сахалинского шельфа, которые сегодня эксплуатируются иностранными компаниями. Значительным опытом по созданию проектов строительства скважин для шельфовых месторождений обладает Всероссийский научно-исследовательский институт буровой техники (Москва). Работы института явились основой для проектов бурения скважин на Приразломном и Штокмановском месторождениях. Высокую конкурентоспособность демонстрируют и отечественные предприятия трубной промышленности. Это подтверждают использование российских труб в проектах «Бритиш Газ», «Эни», «Шеврон» и других компаний, а также поставка российской продукции для подводной части трубопровода Варандейского месторождения.

Несмотря на это, в реализации подпрограммы «Создание оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003–2012 гг.» (ФЦП «Мировой океан») приняли участие только государственные судостроительные компании. Наиболее высокотехнологичными компонентами морских платформ являются не сами платформы (объект судостроения), а их технологическое оснащение, значительную часть которого составляет буровое оборудование. Недооценка опыта и возможностей российского нефтегазового машиностроения приводит к тому, что узлы таких комплексов приобретаются по импорту, а российские компании в лучшем случае получают заказы на латание подержанных иностранных платформ. Так, для работ на Сахалине закуплена бывшая в употреблении платформа «Моликпак», а для оснащения платформы Приразломного месторождения в Баренцевом море закупили верхнее строение платформы «Хаттон», разработанное четверть века назад. У российских предприятий есть возможности по обеспечению работ на шельфе, но из-за информационной закрытости Shtokman Development AG они фактически не знают, куда и что предлагать.

Сложная процедура

Для реализации проектов на шельфе требуется осуществление комплексных закупок сложного оборудования. Поставщиков сегодня определяют по результатам тендеров, в которых участвуют и зарубежные фирмы. Отдельному заводу, не имеющему достаточных оборотных средств, опыта работы на мировом рынке, специалистов по внешней торговле, сложно взаимодействовать с иностранными заказчиками. Российские поставщики оборудования действуют на рынке подрядных работ по СРП разрозненно, что является негативным фактором в конкурентной борьбе с инофирмами. Преодолеть такую ситуацию поможет консорциум российских предприятий, занятых изготовлением оборудования для разработки шельфа. Консорциум удобен тем, что открыт для всех предприятий вне зависимости от их масштаба, формы собственности и ведомственной принадлежности. Негативный опыт реализации проектов по СРП на Сахалине, в которых практически не принимают участия российские машиностроители, свидетельствует о серьезном кризисе с поставками отечественного оборудования для работ на шельфе. Требуется принятие действенных мер по предотвращению подобной ситуации при разработке месторождений в Баренцевом море.

Иностранные нефтегазовые компании, не знакомые с российскими предприятиями, предпочитают покупать более дорогую импортную продукцию, но у известных им фирм. В результате российские заводы лишаются заказов или осуществляют поставки в собственную страну через иностранную фирму, победившую в таком тендере.

В США, Великобритании, Норвегии и других развитых странах используются базы данных добросовестных поставщиков нефтегазового оборудования, прошедших процедуры отбора. Отечественные заводы в этих базах отсутствуют, и российскую продукцию иностранцы используют неохотно, закупая ее по ценам существенно ниже иностранных аналогов.

Выход из тупика

В последнее время ОАО «Газпром» через дочернюю компанию «Газкомплектимпэкс» при содействии Союза производителей нефтегазового оборудования проводит планомерную работу по доведению до российских промышленных предприятий процедур закупочной деятельности. В частности, организованы и успешно проводятся ежегодные семинары по закупочной деятельности ОАО «Газпром», собирающие руководителей промышленных предприятий.

Компания «Газкомплектимпэкс» поддержала создание и делегировала представителей в Координационный совет потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Основной задачей этой структуры является разработка и согласование унифицированных процедур организации закупочной деятельности нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Координационный совет призван организовывать разработку и согласование унифицированных технических требований к основным видам закупаемой продукции и их внедрение на предприятиях.

Однако в российском нефтегазовом машиностроении очень слабо идет процесс создания совместных производств с ведущими иностранными компаниями. Существующая налоговая система стимулирует ввоз импортного оборудования, а не изготовление оборудования на территории Российской Федерации. В частности, таможенные пошлины на различные виды ввозимого нефтегазового оборудования колеблются от 5 до 10%, что является недопустимо низким уровнем, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.

Особенностями проектов по разработке месторождений российского шельфа являются значительный объем капиталовложений и привлечение к работам иностранных инвесторов. Российским поставщикам приходится взаимодействовать с иностранными покупателями, которые в условиях режима СРП не очень заинтересованы в снижении издержек и использовании менее дорого российского оборудования.

Такое положение дел требует вмешательства государства. Производство нефтегазового оборудования в Норвегии и Китае начало развиваться только благодаря государственной поддержке. Невиданными ранее темпами развивается производство нефтегазового оборудования в Казахстане, правительство которого проводит последовательную политику замещения импорта в сырьевом комплексе. Большую работу по развитию производства оборудования для освоения шельфа проводит руководство Ирана.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В июле Саудовская Аравия снизила экспорт нефти на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем

В июле Саудовская Аравия снизила экспорт нефти на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем

0
144
Бензин "Роснефти" лучше европейского

Бензин "Роснефти" лучше европейского

Сергей Никаноров

Ведущая нефтяная компания страны выпустила на рынок "экологическое" топливо марки "Евро-6"

0
541
Грузовики и автобусы на любой вкус

Грузовики и автобусы на любой вкус

Виталий Барсуков

Группа ГАЗ представила широкий спектр новинок и серийных моделей на международной выставке коммерческих автомобилей в Германии

0
579
Иракский бунт –  еще не беспощадный, но уже не бессмысленный

Иракский бунт – еще не беспощадный, но уже не бессмысленный

Игорь Панкратенко

У Тегерана возникли серьезные проблемы в Ираке

0
1799

Другие новости

Загрузка...
24smi.org