0
92
Газета Культура Печатная версия

22.12.2025 21:13:00

Шедевры эпохи модерна покажут в новых залах Эрмитажа

В открытой при поддержке "Роснефти" экспозиции представлены шедевры Морриса, Галле и подарки императора Николая II

Тэги: эрмитаж, новая постоянная экспозиция, искусство эпохи модерна, поддержка роснефти


эрмитаж, новая постоянная экспозиция, искусство эпохи модерна, поддержка роснефти Гости Эрмитажа смогут увидеть образцы эпохи ар нуво – от шпалер и мебели до фарфора и ювелирных изделий. Фото с сайта www.hermitagemuseum.org

В Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже открылись два первых зала новой постоянной экспозиции «Искусство эпохи модерна». Шедевры ждут посетителей в Главном штабе – одном из корпусов знаменитейшего российского музея. Новые залы посвящены художникам второй половины 1880-х – конца 1890-х годов. Публика сможет увидеть экспозицию «Искусство эпохи модерна» с 30 декабря.

Основу новой экспозиции, как отмечают искусствоведы и историки, составили самые выразительные памятники коллекции Эрмитажа. Это предметы, которые были созданы мастерами ведущих европейских и российской школ на рубеже XIX–XX веков: от керамических и ювелирных изделий до мебели и шпалер. В первых двух залах экспозиции гости смогут увидеть изделия из стекла, фарфора и майолики – работы знаменитого французского художника Эмиля Галле и его современников. Их дополняют ювелирные изделия, созданные в России, а также во Франции, Бельгии, Австрии и других странах Европы. Среди самых крупных экспонатов – шпалера художника (его иногда называют первым дизайнером) Уильяма Морриса «Поклонение волхвов», стол с наборной столешницей «Флора Лотарингии», автором которого является Эмиль Галле, а также письменный стол работы бельгийского живописца, графика, архитектора и теоретика модерна Анри ван де Вельде, приобретенный специально для экспозиции в Главном штабе. Кроме того, на выставке впервые широкой публике представили работы дизайнера-керамиста Уильяма Муркрофта.

Посетители выставки также увидят дары, полученные императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной во время официального визита во Францию в 1896 году. Среди них две стеклянные вазы работы Эмиля Галле, оправленные в серебро мастерами парижской ювелирной фирмы «Бапст и Фализ», «Нимская ваза», созданная на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре, и декоративная стеклянная маска, исполненная скульптором Анри Кро. Все эти предметы считаются лучшими образцами эпохи ар нуво.

Экспозиция будет расширяться и через несколько лет займет уже семь залов, которые будут открываться поэтапно. Это позволит посетителям Эрмитажа увидеть результаты творческих поисков XIX столетия и проследить пути развития модерна начала XX века во всей полноте. «Главное занятие музея – не выставки, а постоянные экспозиции, – отмечает генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Мы только что открыли последние залы Галереи Петра Великого, а сегодня представляем экспозицию искусства эпохи модерна. Времени, когда дизайнеры решили, что они могут изменить мир, творя красоту и окружая человека красотой. Идея эта развивалась очень активно в ХХ веке, и в какой-то мере она правильная. Не случайно музейную деятельность теперь называют «дизайном впечатлений».

В Эрмитаже очень рады, что этот давно задуманный проект удалось реализовать и публика увидит великолепную экспозицию. «Мы открываем ее в непростых залах – бывших помещениях архива Министерства иностранных дел, где когда-то занимался с документами Пушкин – не только поэт, но и выдающийся историк. В Главном штабе, как и в Зимнем дворце, все непросто, все наполнено разными смыслами», – подчеркивает Пиотровский.

Создание экспозиции «Искусство эпохи модерна» – не первый опыт сотрудничества Эрмитажа и «Роснефти». В прошлом году в музее на третьем этаже Зимнего дворца при поддержке крупнейшей нефтяной компании РФ была открыта обновленная постоянная экспозиция «Культура и искусство Китая». Первая очередь экспозиции, открытая в декабре 2023 года, представила публике образцы конца XVII–XVIII веков, а также периода расцвета последней в истории Китая империи Цин (1644–1912). Через год эта выставка была пополнена еще четырьмя залами № 351–357, которые посвящены китайской культуре с древности до XVII века. В результате в Эрмитаже теперь есть хронологически выстроенные семь залов, позволяющие посетителям проследить непрерывную традицию тысячелетней культуры Поднебесной империи. Это позволило полнее представить крупнейшую в России коллекцию памятников китайского искусства, формирование которой в Эрмитаже шло более 300 лет. В собрание вошли предметы, собранные российскими императорами, аристократами, учеными, путешественниками, коллекционерами и меценатами. Его пополняли дипломатические подарки, пожертвования, покупки, передачи из других музейных фондов. Обновление экспозиции позволили петербуржцам и гостям Северной столицы увидеть лучшие экспонаты коллекции, насчитывающей несколько десятков тысяч предметов.

Также при поддержке «Роснефти» в Эрмитаже была организована выставка «Линия Рафаэля», посвященная Рафаэлю Санти. Экспозиция объединила произведения этого известного мастера и многих знаменитых художников разных эпох и стилей – Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо, которые считали себя последователями Рафаэля. Ценители живописи смогли увидеть более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из фондов Эрмитажа и 12 собраний России и Западной Европы.

При содействии нефтяников провели и выставку «Пьеро делла Франческо. Монарх живописи», на которой ценители искусства смогли увидеть 11 картин мастера и 4 рукописи из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании. Гостям Эрмитажа показали одну из лучших работ – «Мадонна Сенигаллия» Пьеро делла Франческа, который считается важной фигурой итальянского кватроченто и одним из первооткрывателей законов перспективы.

«Роснефть» также помогла создать постоянную экспозицию «Античная колонизация Северного Причерноморья», объединившую артефакты, найденные российскими археологами на территориях античных причерноморских центров Ольвии, Березани, Херсонеса, Пантикапея и Боспорского царства. Сотрудничество с нефтяной компанией также позволило Эрмитажу возродить галерею отдела Античного мира, прежде почти 40 лет закрытую для посетителей. 


Читайте также


Белое море: стабильно, но дарит научные открытия

Белое море: стабильно, но дарит научные открытия

Елена Крапчатова

Исследователи подвели итоги масштабных арктических экспедиций, организованных при поддержке "Роснефти"

0
4183
Михаил Пиотровский переназначен на должность гендиректора Эрмитажа

Михаил Пиотровский переназначен на должность гендиректора Эрмитажа

0
3160
Новый ледовый дворец будет драйвером развития хоккея на Ямале

Новый ледовый дворец будет драйвером развития хоккея на Ямале

Галина Грачева

При поддержке "Роснефти" в Губкинском открыли современный спорткомплекс

0
6572
Озера, реки, родники: волонтеры участвуют в проекте "Чистая вода"

Озера, реки, родники: волонтеры участвуют в проекте "Чистая вода"

Елена Крапчатова

Сотрудники "Роснефти" активно участвуют в акциях, позволяющих защитить экосистемы в регионах

0
7665