0
3951
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

15.05.2012 00:00:00

Интеграторы евразийского пространства

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун - доктор экон. наук, профессор Института Европы РАН.

Тэги: энергетика, транспорт, россия


энергетика, транспорт, россия Памятник великому "интегратору" Петру Первому в Риге.
Фото ИТАР-ТАСС

Россия обладает крупнейшей территорией и ведущей экономикой Евразийского пространства, понимая под последним историческую общность Европы, России (которая входит в Европу, но также охватывает и Зауралье), Центральной Азии, Монголии и Китая.

Это страны с различным политическим укладом, технологическим уровнем и традициями национальных экономик, этническим и антропологическим составами и культурно-конфессиональными различиями населения. Однако они имеют давние исторические связи (триста лет все страны Евразии, кроме западноевропейских, входили в единую империю с центром в Монголии), включены в континентальный продуктообмен и миграцию населения. В евразийском разделении труда и геополитике у России много ролей; но транспортные связи, энергетика и добыча природных ресурсов, на наш взгляд, важнейшие.

Климатические и географические реалии России определяют ее уникальность в Евразии. Низкая среднегодовая температура имеет следствием ограничения комфортности проживания на большей части ее территории без отопления и утепления построек. Расстояния и зимние сложности обусловили высокие транспортные издержки внутри страны, поэтому при свободе внешней торговли существенная часть российской продукции изначально неконкурентна на мировых рынках. За исключением продуктов, преимущественно полезных ископаемых.

Повышенная ресурсоемкость и энергоемкость, большая потребность в средствах для производства потребительских благ приводят к тому, что себестоимость продукции возрастает по мере отдаления ее переделов от базовых сырьевых отраслей. В условиях конкуренции за капиталовложения Россия будет проигрывать борьбу за инвестиции даже при прочих равных условиях, а произведенный в России капитал будет вывозиться из страны. Именно это в настоящее время и происходит.

В дальнейшем эти процессы, по мнению ученых, будут вести к деградации инфраструктуры и сокращению коренного населения, вынужденного обслуживать только сырьевые и вспомогательные отрасли. Следует подчеркнуть мировую тенденцию: отрасли вторичной переработки переносятся сейчас туда, где труд дешевле, а людского потенциала много. Промышленность, сопряженная с потребностью в энергоресурсах и экологическими ограничениями, напротив, перемещается туда, где пока еще имеются слабо заселенные территории.

Известно, что для постоянного заселения малопригодны местности, в которых среднегодовая температура выше минус 2 градусов Цельсия. Поэтому Российское Зауралье, Сибирь делятся на обширные малозаселенные северные пространства и полосу на юге, где сконцентрировано население, вытянутую в широтном направлении на тысячи километров.

По логике именно на этой части климатически комфортной территории нашей страны и должны развиваться восточные системы расселения.

Но тогда нивелируются принципиальные экономико-географические целевые роли российского государства как поставщика энергоресурсов.

Транспортная миссия

Другая миссия России – транспортная, материальное обеспечение связующей роли между странами субконтинента.

Магистрали Восток–Запад – тот фактор, который в значительной мере определяет целостность России и ее роль транспортного «моста» Евразии. Прежде всего это Транссибирская магистраль – двухпутная железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами и промышленными центрами. В настоящее время Транссиб соединяет европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России. По официальной версии пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны. Поэтому ведется строительство Байкало-Амурской магистрали. БАМ – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Основной путь Тайшет – Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 2003 год (ввод Северомуйского тоннеля – 15 343 м) Длина основного пути – 4287 км. К 2009 году объем грузоперевозок по направлению Тайшет–Тында–Комсомольск составлял примерно 12 млн. тонн в год. Несмотря на некоторое увеличение грузопотока в основном за счет Нерюнгринского угольного разреза, дорога остается нерентабельной. На 2009 год БАМ перевозил до 12 млн. пассажиров – чуть более 1% от среднероссийского. БАМ имеет чисто военно-стратегическое значение; экономически это самый затратный и неэффективный проект СССР и России.

Систему Транссиб–БАМ эффективно дополнит Северный морской путь – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная (с перспективой стать международной) транспортная коммуникация в Арктике. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет 14 тыс. км. (Альтернатива из порта Мурманска в порт Иокогаму, Япония, через Суэцкий канал – 23 тыс. км.)

Северный морской путь (СМП) сейчас обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых). Проектируется организация международного навигационного канала Европа–Япония– Китай и страны АТР.

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна). Объединенная сеть железных дорог по перевозке нефтепродуктов, угля и иных твердых грузов – эта транспортная система и есть связующая ось общности Европа–Сибирь.

Ископаемые ресурсы

Запасы полезных ископаемых в России вполне соразмерны территории, хотя и не существует консенсуса по их коммерческой оценке. Специалисты РАН полагают: «Выявлены, разведаны и предварительно оценены запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих мировых ценах составляет около 30 триллионов долларов. Из них 32,2% приходится на долю газа, 23,3% – на уголь и горючие сланцы, 15,7% – на нефть. На рудное сырье –14,7%, в том числе 6,8% – на черные металлы, 6,3% – на цветные и редкие металлы и 1% – на золото, платину, серебро и алмазы».

Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивается прогнозный потенциал. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следуют газ (6,9%) и нефть (6,5%). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1%.

В России сосредоточено 5,5% мировых запасов угля – более 200 млрд. тонн. Большая часть находится в Сибири в области вечной мерзлоты. На стоимость добычи сильное влияние оказывают качество угля и особенно цена транспортировки. В целом по России цены колеблются в диапазоне 600–1300 руб. за тонну, на мировом рынке – 3500–3700 руб. за тонну (2010). Исходя из ценовых диапазонов российский уголь может стать генеральным грузом Северного морского пути.

Россия контролирует примерно треть мировых поставок природного газа и нефти. Россия занимает первое место в мире по запасам газа – 47 трлн. куб. м, Иран – второе место, 26 трлн. куб. м. В 2025 году спрос может достичь 730 млрд. куб. м. Доля импорта при этом повысится с 40 до 70%, что приведет к существенному усилению зависимости Европы от поставок газа из Зауралья и Центральной Азии.

Основные месторождения нефти и газа сейчас сосредоточены в Западной Сибири. Именно здесь расположена крупнейшая энергетическая агломерация России, формируются основные экспортные ресурсы страны. Устойчивость и само существование экономики России опирается на Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. (Данный термин и принципы государственного регулирования ЗСНГК как экономической агломерации в тогда существовавшей плановой системе предложен журналом «Вопросы экономики» в 1981 году.)

Узел интеграции

Тюменская область и сейчас – один из немногих динамично развивающихся регионов России. Применительно к теме данной статьи это ведущий интегратор евразийского пространства.

Другим ярким примером интегрирующей страну агломерации в арктической Сибири является Норильский промышленный узел, который оформлен в компанию ГМК «Норильский никель».

Важно подчеркнуть, что норильские месторождения угля на десятилетия обеспечивают энергетику и выплавку металлов комбината; уголь вывозится в навигацию по Северному морскому пути. Транспортные связи Норильска с большой землей осуществляются морским, речным путем (по Енисею) и авиацией. Норильская железная дорога – внутренняя система данной агломерации – в год перевозит 15 млн. т груза, ее развернутая протяженность – 333 км. Связи с единой сетью железных дорог страны внутренняя сеть комбината не имеет.

Бытует мнение, что подобные промышленные агломерации возможно создать и на других арктических территориях Восточной Сибири. По нашему мнению, в некоторых ограниченных случаях это возможно, но не как масштабная практика.

С другой стороны, в южных районах России практически отсутствуют рабочие места с высокой зарплатой и крайне дорого жилье. «Норильский никель» участвует в долгосрочной программе по переселению своих пенсионеров в благоприятные для жизни города страны, но если смотреть объективно, этих мер крайне недостаточно.

Примером трудностей, которые в наши времена ожидают инвесторов в арктических и просто неосвоенных районах, является проект «Нефть Восточной Сибири».

Нефтепровод протяженностью 4188 км должен соединить нефтяные месторождения Восточной Сибири и Новосибирской области с портом и НПЗ в заливе Находка, что позволит России выйти на рынки США и стран АТР. В 2010 году введена первая очередь – трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность – 30 млн. т в год. Половина нефти будет отправляться по железной дороге в Приморский край, 15 млн. т в год – поставляться в Китай. Начинают осваиваться разведанные месторождения Восточной Сибири.

Вананкорское – перспективное нефтегазовое месторождение на севере Красноярскго края (Туруханский и Таймырский районы). Для разработки месторождения создан вахтовый поселок Ванкор.

В Верхнечонском нефтяном месторождении в Иркутской области доказанные запасы на конец 2007 года составляли по российской классификации 201,6 млн. т нефти (С1 + С2) и 95,5 млрд. куб. м газа.

Верхне-Тарское нефтяное месторождение на севере Новосибирской области удалено от всех коммуникаций. Извлекаемые балансовые запасы – 32 млн. т нефти. В целом запасы нефти и газа Восточной Сибири сильно уступают западносибирским и уже разведанным месторождениям шельфов российской Арктики.

Итак, Россия – самое крупное сухопутное государство мира и обладает самым большим и холодным северным пространством (большим, чем в Канаде или Гренландии). География разъединяет регионы государства, но одновременно служит источником могущества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2071
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3077
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2441
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2450

Другие новости