0
2945
Газета Факты, события Интернет-версия

13.02.2014 00:01:00

Рыцарь с Воймеги

Тэги: переверзин, юбилей, музей серебряного века


переверзин, юбилей, музей серебряного века

Поэт Кирилл Ковальджи чествует виновника торжества. Фото автора

Редко бывает, чтобы на поэтический вечер собиралось столь много народу: небольшой зал Музея Серебряного века был забит полностью. Но, сказать честно, по большей части это были не чисто читатели, а читатели-друзья-литераторы. Поздравить поэта, издателя и культуртрегера Александра Переверзина с 40-летним юбилеем помимо ведущих Андрея Коровина, Данила Файзова и Юрия Цветкова пришли поэт и прозаик Кирилл Ковальджи, поэт Александр Тимофеевский, поэт, эссеист и переводчик Григорий Кружков, поэт и критик Данила Давыдов. В зале их поддерживало литературное объединение «Алконостъ» практически в полном составе, поэты Геннадий Калашников, Дмитрий Плахов, Инга Кузнецова, Ольга Сульчинская, Анна Аркатова и многие другие.

Андрей Коровин рассказал о своем знакомстве с Сашей Переверзиным, корни которого уходят в Литературный институт имени Горького – в его знаменитую «каптерку», где произошли многие знаковые знакомства и встречи. Впрочем, настоящее знакомство состоялось в 2004 году в Коктебеле на I турнире поэтов. Без лишних экивоков Андрей Коровин сказал, что за 10 лет Саша стал большим настоящим поэтом и культуртрегером. Причем все это произошло спокойно, без каких-либо громких манифестаций. С помощью группы друзей-поэтов Александр Переверзин создал, раскрутил и тянет на своих плечах поэтическое издательство «Воймега» (название реки на его малой родине), в котором он публикует талантливых интересных поэтов.

Александр Тимофеевский назвал Переверзина «собирателем поэтов» и заверил, что сам наблюдал, как тот обнаруживал новые таланты в Вологде, Костроме и Вятке. Плюс к этому, Тимофеевский поименовал юбиляра настоящим рыцарем, заботящемся о стариках, женщинах и детях, и подарил ему рыцарский подарок – книгу «Гоголиана» с иллюстрациями Анатолия Зверева. Литературоведческую ноту внес Данила Давыдов, заметивший, что стихи Переверзина – самоуглубленные, четкие, лишенные претензий, что они давно «вошли в речевую практику». Он также напомнил, что многие авторы «Воймеги» получили неангажированную премию «Московский счет», что, безусловно, респект для издателя. Характеризуя юбиляра как человека, Давыдов привел факт: когда у поэта Дмитрия Кузьмина возникли проблемы с изданием альманаха «Воздух», Александр присоветовал ему хорошую типографию.

Затем читал виновник торжества. Звучали стихи из его единственной книги 2009 года «Документальное кино». Простые, ясные, четкие, приближенные к неустроенному быту, где-то на изнанке, на оборотной стороне они хранят глубинную иноческую суть, выводящую на осмысление вечных истин.

Мы выгружались у забора.

Был Генка чайнику не рад:

«За ним вернуться могут скоро,

я отнесу его назад!»

За ним вернутся? Спятил, Гена!

Никто нигде и никогда

не возвратится в эти стены,

на это капище труда,

в пространство, сжатое 

на вдохе,

где – я же трижды там бывал –

не то чтоб сходятся эпохи,

а просто времени провал.

Это столкновение бытового и небесного – скажем, появление ангела в стихотворении «На улице играют музыканты…»: «Лишь бы его блюющий рядом с урной/ мужик нетрезвый фразой нецензурной/ или недобрым взглядом не спугнул». Это пристальное наблюдение заурядных сменяющих друг друга реалий и острое ощущение в них памяти: «И в воздуха сложном искусстве,/ блестящем и тонком, как жесть,/ какое-то нежное чувство/ и память недолгая есть./ Ей чужды пространные речи./ Моими глазами на бак/ уставилась по-человечьи/ и не отпускает никак». Ощущение памяти, которая остановлена в деталях («Подробности – Бог»): «Помогал ей снимать пальто/ и читал наизусть Барто», – когда с помощью незатейливого наброска можно окунуться в вечность: «Не увидел человека –/ Вышел и пропал./ Митино, экспресс-аптека,/ Мосводоканал».

Во второй части Александр читал новую свою поэму «Плот на Волхове» (в марте она должна выйти в журнале «Новый мир»). В ней говорится о житии Святого Иоанна Новгородского, который заключил в сосуд искушавшего его беса, а когда тот попросил выпустить его на свободу, взамен заставил перенести себя в Иерусалим: поклониться Гробу Господню. 

В финале поздравительные речи автору произнесли Кирилл Ковальджи и Григорий Кружков, который провел параллель между поэзией Переверзина и Леонида Мартынова (стихотворение «Река Тишина»). Он также заметил, что сочинения Александра отнюдь не принадлежат к мейнстриму, в котором много пародии, иронии или абсурда, что он со своими грустными, тоскливыми стихами идет против течения, сохраняя в русской поэзии то настоящее, на котором она зиждется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1432
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1065
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1200
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1258

Другие новости