0
1492
Газета География Интернет-версия

12.10.2000 00:00:00

От Танаиса до Рифейских гор

Тэги: Византия, Европа, картография


Л.С. Чекин. Картография христианского Средневековья VIII-XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999, 366 с., илл. Серия "Древнейшие источники по истории Восточной Европы".

Карты, созданные в Западной Европе и Византии в течение VIII-XIII веков, а именно этому временному отрезку посвящен данный том свода "Древнейшие источники по истории Восточной Европы", еще не имеют привычного масштаба, градусной сетки, общепринятой сейчас ориентации по сторонам света. Форма, размер и взаиморасположение объектов на этих картах порой находятся в прямой зависимости от исторической значимости первых, тогда как размеры и форма самих карт, равно как их содержание и тексты легенд скорее подчинены прихоти средневекового картографа, нежели реальности того времени. Средневековые картографические произведения безразличны ко времени и могут содержать как современные авторам объекты, так и давно канувшие в Лету. Поскольку правильность карт была не принципиальна, одни и те же ошибки, общие места могли перекочевывать из одной карты в другую многие сотни лет.

Первые картографические опыты в христианском мире являются единственным графическим источником, фиксирующим территориальные особенности Восточной Европы раннего Средневековья, поскольку, например, у славян первые карты появились лишь к концу XIV века. Следовательно, этот том свода "Древнейшие источники по истории Восточной Европы" не мог основываться иначе как на произведениях западноевропейских и византийских картографов. Необходимость изучать Восточную Европу по трудам народов в прямом смысле далеких от предмета обусловила специфику и основные трудности исследования.

Дело в том, что, находясь на границе христианской ойкумены, огромная порция Восточной Европы от Танаиса (теперь мы называем его Доном) до Каспия, соседствующая с бесконечной Азией, почти не находила адекватного отображения на средневековых картах. Тем более ценен вклад автора данной книги, сумевшего собрать все значимые карты этого периода, в рамку которых попадала бы территория Восточной Европы.

Единственным картографическим жанром, в котором было бы уместно изображение территории к востоку от Танаиса, являлись в те времена mappae mundi - прообраз современной карты мира. Впрочем, тогда у mappae mundi была совсем другая задача: возвеличение имени Господа и его Творения - круга земного, прямо скажем, в ущерб географическим реалиям, ценности и информативности.

Действительно, вряд ли создатели этих карт предназначали свои творения для ориентирования на местности. На самых ранних из них Иерусалим, естественно, помещался в центре круга земного, а карта ориентировалась на восток, навстречу восходу. Тогда по левую руку от Иерусалима оказывался Танаис, а по правую - Нил. Снизу в перекрестье упиралось Средиземное море. Таким образом, Европа занимала ровно четверть, четверть оставалась на северную Африку, а половина - на Азию. Такие карты в силу рисунка главных структурных элементов объединены автором исследования в кластер "Т-карт". Оказывается, что эти - самые примитивные - карты мира уже сыграли свою роль в геополитике, выступая доводом для захвата земель: еще в 1095 году на Клермонском соборе Папа Урбан II, призывая к Крестовому походу, сетовал на то, что "христиане остаются лишь в малой доле третьей части света".

Автором предложена весьма остроумная классификация карт раннего Средневековья, основанная на предыдущих исследованиях его коллег. Как следует из описания Т-карт, произведена попытка сгруппировать карты по совокупности формальных и содержательных признаков, не включая в их число ни форму карты, ни положение на ней обитаемого мира. Помимо Т-карт автор выделяет "карты с четырьмя заливами" - Каспий, Персидский залив, Красное море и Средиземное море; карты, "противопоставляющие север и юг", то есть Рифейские горы и Эфиопию и карты, "детально показывающие береговую линию". Отдельно относятся авторские карты: Ламберта Сет-Омерского, Матфея Парижского, Джона Уоллингфордского, а также Эбсторфская, Херефордская и Рипольская карты в силу своей огромной информативности, во много раз большей, чем у других средневековых карт.

Однако структура книги выстроена не совсем продуманно: все ссылки по тексту осуществляются в собранный в конце альбом с репродукциями карт, тогда как транскрибированный текст и перевод их легенд (обязательный для каждой из полсотни карт, приводимых в альбоме) осуществляется сплошным текстом, что затрудняет работу с книгой.

В книге приведен обширный справочный материал: этногеографический указатель, скифский ономастикон (справочник личных имен и названий, относящихся к Восточной и Северной Европе, Закавказью и Средней Азии) и скифский бестиарий (справочник названий животных). Развернутый список источников, на которые ссылается автор, насчитывает полтора десятка страниц. Вчитываясь в скрупулезное описание отдельных карт и рукописей, многие из которых не сохранились до наших дней, а другие находятся в плачевном состоянии и могут быть прочитаны только по старым фотокопиям, невольно замечаешь, как из тьмы Средневековья, обильно сдобренной общими местами из Библии и остатками античной философии, "на краю земли, среди дальних островов ледяного океана проступают очертания Хазарии, Древней Руси и сопредельных народов и государств".

Кажется, что в своей личной библиотеке достаточно иметь только эту книгу, чтобы окончательно закрыть тему картографии Средневековья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2039
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3027
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2410
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2413

Другие новости