0
2092
Газета День в Истории Интернет-версия

30.03.2012 00:00:00

День в истории. 30 марта – 1 апреля

Тэги: история, япония, кино


история, япония, кино Самураи меряются силой на древних мечах. И в новые времена людьми движут все те же вечные страсти.
Тосиро Мифунэ и Рюхэй Мацуда в фильме «Табу» (1999)

Есть такая категория людей – живущие невпопад. От времени то ли отставшие, то ли опередившие его. В пространстве заблудившиеся – на земном шарике надо осваивать необжитые края, опробовать новые технологии и жизненные уклады, а это работа не всегда благодарная.

Французский физик и химик Жан-Франсуа Пилатр де Розье, родившийся 30 марта 1754 года, известен как один из пионеров воздухоплавания, ученик братьев Монгольфье. Именно он первым отважился подняться на воздушном шаре. А в 1785 году де Розье и его спутник Ромен пытались перелететь Ла-Манш и погибли – шар загорелся. Опасная штука химия.

Что касается огня, то цивилизация – это его укрощение, введение в рамки. Многие, наверное, помнят газовые устройства на столах школьного кабинета химии – горелки Бунзена. Их – и многих других лабораторных приборов – изобретатель, немецкий химик Роберт Вильгельм Бунзен родился 31 марта 1811 года (ум. 1899). Вольно было потом Маяковскому ловить последний писк технической моды: как курьез сегодня звучит его эпиграмма на назначение Фрунзе наркомом по военным и морским делам. «Заменить ли горелкою Бунзена/ Тысячевольтный Осрам?/ Что после Троцкого Фрунзе нам,/ после Троцкого Фрунзе – срам!» Никуда не делась эта горелка, как и открытое Бунзеном противоядие от мышьяка.

А если обратиться к гуманитарному, художественному освоению неизученных участков действительности? 31 марта 1822 года появился на свет русский писатель Дмитрий Григорович (ум. 1900), который первым в нашей словесности стал писать о мужике и деревне. Это при том, что крестьянскую жизнь он, в сущности, не знал и, сын матери-француженки, долго говорил по-русски с акцентом. И все же его повести «Деревня» и «Антон Горемыка» обновили литературу.

Критики отмечали и отмечают у Григоровича зависимость от Диккенса, любовь к сентиментальным эффектам. Надо, однако, сказать, что традиция приподнятости, возвышенности время от времени возникает у самых разных художников, обновляется, меняет обличья. Это ведь тоже пламенность, огонь, который горит в душе. Таким человеком был родившийся 1 апреля 1697 года французский писатель Антуан-Франсуа Прево, он же аббат Прево (ум. 1763), автор знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1733). И роман этот вызвал бурю, его жгли на площадях. «Книга написана с таким мастерством и так занимательно, что даже порядочные люди сочувствуют мошеннику и публичной девке», – это цитата из тогдашней парижской газеты. Искусство училось изображать нравы, так сказать, недистиллированные.

Соотечественник и календарный сосед Прево, его преемник по небытовой картине мира – Эдмон Ростан родился 1 апреля 1868-го и заглянул в XX столетие (он умер в 1918-м). Под его пером оживали полузабытые страсти и сюжеты: судьба Сирано де Бержерака в одноименной героической комедии (в Камерном театре у Александра Таирова в ней выступили в главных ролях Мариус Петипа и Алиса Коонен), драма о сыне Наполеона «Орленок», которой восхищалась Марина Цветаева. Надо сказать, Ростан был во многом созвучен русскому Серебряному веку. По мотивам ростановской «Принцессы Грезы» – истории трубадура XII века – Михаил Врубель написал панно, украшающее фасад московского «Метрополя»...

Есть целая страна древней культуры, синоним экзотики вплоть до замкнутости, – Япония. Сегодня – переплетение старинного с ультрасовременным. 31 марта 1854 года пришел конец ее многовековой изоляции от остального мира – американская эскадра коммодора Мэтью Перри, угрожая пушками, заставила японские власти открыть порты для торговых судов США. А на годовщину этого события приходится юбилей известнейшего мастера японского кино Нагисы Осимы – ему исполняется 80 лет. Модернизация страны, ее жизненного уклада, и модернизация японской культуры, явленная миру в творчестве Осимы, смотрятся друг в друга, как в зеркала.

«Империя чувств», «Империя страсти»... Неспроста Осима в названиях этих своих фильмов вышел за пределы морально-бытовых категорий. При крайней рискованности жизненного материала, нарушении всех табу – сопоставление с иерархией, с традициями и канонами поведения. Один из фильмов Осимы, кстати, так и называется: «Табу». Как будто некая параллель европейским рыцарям: действие происходит в школе самураев, осваивающих навыки своего ремесла. Или искусства. И оказывается, что за декорациями скрывается личностное противоборство. Та реальность, от которой не уйти, сколько ни возводи ее в степень государственной вертикали.

О другом – и единоприродном – искусстве писал в своем трактате итальянский пианист и композитор Ферруччо Бузони, родившийся 1 апреля 1866 года (ум. 1924): «Свободным родилось музыкальное искусство, и удел его – стать свободным». Это и про человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1031
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1004
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
675

Другие новости