0
1270
Газета День в Истории Интернет-версия

04.04.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 4 апреля

Тэги: история, кино, перкинс, тарковский


история, кино, перкинс, тарковский Энтони Перкинс – физическое лицо, покушающееся на живую душу.
Кадры из фильма «Психо». 1960

Интереснейший предмет для изучения и осмысления – династии. Ветвящиеся линии преемственности, переплетение продолжений и отрицаний...

Вот, скажем, монаршие дома. 4 апреля 1902 года полномочная комиссия императорского двора приняла дворец в Крыму, в Массандре, начатый строительством еще при жизни Александра III, и Николай II распорядился сохранить имя отца за этой летней резиденцией. Жест, знак, демонстрирующий прочность устоев государственной власти.

А теперь обратимся к династиям иного рода – тем, что возникают в творческой среде. Два примера соседствуют на сегодняшнем календарном листке, и они очень несхожи.

4 апреля 1910 года родился советский писатель Юрий Герман (ум. 1967), когда-то очень читаемый (роман-трилогия «Дорогой мой человек», в центре которого положительный образ врача), сейчас – гораздо меньше. И при упоминании его, конечно, думаешь о сыне – кинорежиссере Алексее Германе, одной из ключевых фигур в культуре наших дней. Германа-старшего я неспроста охарактеризовал термином «советский», он и в самом деле подпадает под эту категорию. Ну а младший? Да никоим образом. Иная картина мира, иное отношение к окружающей действительности. И что достойно восклицательных знаков, так это то, что такие заметные фильмы сына, как «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», поставлены по прозе отца.

Феномен этот, при всей своей нетипичности, имеет, мне кажется, прямое касательство к общей логике развития нашего общества и нашей культуры, к истории их попыток преодоления тоталитаризма. Случай Юрия Германа – не что иное, как своего рода конвертируемость советского, сцепленного с тоталитарной системой, в общечеловеческую «валюту», в ценности свободного человека. Поразительно, но факт: человек, написавший в числе прочего апологетические рассказы о Дзержинском, в силу субъективных своих намерений пытался вложить в эту советскую упаковку какие-то представления, на самом деле с нею несовместимые. Будь это не так, опора Алексея Германа на Юрия Германа была бы невозможна. Отрицание и продолжение здесь, как теперь говорят, в одном флаконе.

Случай номер два, от первого кардинально отличающийся. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского (ум. 1986). Направление «фамильных» ассоциаций – прямо противоположное, от сына к отцу. Поэту и (по большей части – вынужденно) переводчику Арсению Тарковскому (1907–1989). Здесь, конечно, невозможно усмотреть отталкивания, полемики между мастерами двух поколений. Но на переклички с Германом-младшим, за которыми стоит смена художественных парадигм, стоит обратить внимание. Взять хотя бы «Зеркало» Андрея Тарковского, фильм, весь выстроенный на автобиографических мотивах. И при этом вот что самое важное: живой трепет души главенствует, а сюжетность, повествовательность, то есть те начала, которые всегда корреспондируют с темой «отцов и детей», – в роли вторичной, подчиненной.

И здесь пора перенестись в края и времена иные. Вот, например, Франция два века назад. Художник и график Пьер Поль Прюдон, родившийся 4 апреля 1758 года (ум. 1823), работал в разных жанрах: как портретист запечатлел сначала якобинца Сен-Жюста, а потом написал Бонапарта в момент триумфа, обеих его супруг; он вообще, кстати, служил придворным декоратором у Наполеона I. Но были у Прюдона и картины на мифологические сюжеты. И среди них – «Психея, похищаемая зефирами». Психея – это, напомню, олицетворение души человеческой, царская дочь, похищенная Эротом, сыном ее соперницы Афродиты. Истории этой есть в сегодняшнем календаре в некотором роде рифма.

В один день с Андреем Тарковским, 4 апреля 1932 года, родился американский киноартист Энтони Перкинс (ум. 1992), тоже из династии человек – сын Осгуда Перкинса, известного бродвейского актера. Играл Перкинс-младший главного героя в «Процессе» Орсона Уэллса по роману Франца Кафки и некоторые другие роли, но главной его работой стал фильм Альфреда Хичкока «Психо». Более точный перевод названия – «Псих», или по крайней мере «Психоз», но эти варианты у нас как-то не прижились. И в этом есть некоторая логика, ибо сюжет фильма держится на раздвоении души, которым страдает один из персонажей картины, тот, чей образ создал Перкинс. Злодеяние – убийство молодой женщины, – как водится у Хичкока, исполнено на высшем уровне, под скребущие душу звуки, которые сравнивают с криками птиц. И никуда не деться от ощущения покушения на душу – а слово это, во втором своем значении, есть синоним личности. Может быть, не выдержал и сам Перкинс, пошел на спад в своем творчестве. Что называется, NB. Нота бене.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1093
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
864
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1040
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
690

Другие новости