0
1787
Газета День в Истории Интернет-версия

24.01.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 24 января

Тэги: история, живопись


история, живопись Магия света, граница воды и земли. Где юг, там тепло и красота.
Константин Богаевский. Корабли. Вечернее солнце. 1912. Государственный Русский музей

Будь она неладна, эта зима... Холод, снег, гололедица, темень, пробки, – такой вот джентльменский набор. Враждебность окружающей среды чувствуешь кожей – и в буквальном смысле, и в переносном. А ведь есть на свете благословенные края. Какие-нибудь страны теплых морей.

Нет, люди, конечно, устремляются и к снежным шапкам земного шара. 24 января 1895 года шестеро моряков с норвежского китобойного судна «Антарктик» – пятеро норвежцев и один новозеландец – впервые в истории человечества высадились в Антарктиде. Честь им и слава. Но не могу не вспомнить и максиму первого, кто достиг Южного полюса, – Руаля Амундсена: «Человек может вынести все, кроме холода». Слова эти я уже как-то приводил и сравнивал их с мудростью Варлама Шаламова, сказавшего, что лагерный опыт абсолютно отрицателен. Неволя и холод друг другу сродни. А свобода, гуманность – сестры тепла и уюта.

Это, конечно, лишь общая тенденция. Конкретика же бывает всякая. Южным, по нашим понятиям, городом Миланом долгое время правила династия Сфорца, и вторым по счету в ней был родившийся 24 января 1444 года герцог Галеаццо Мария Сфорца. Подобно своему отцу Франческо, чье умение управлять государством уважительно отмечал Макиавелли, Галеаццо Сфорца сочетал покровительство искусствам и тираничность, доходящую до садизма. Библиотека, певцы, хор не мешали ему лично зарывать людей в землю. Не всем это нравилось, и в 1476 году герцога прилюдно убили.

По соседству на календарном листке – совсем иного склада градоправитель, тоже скорее южанин. Это граф Александр Ланжерон (1763–1831), французский генерал, ставший после Великой революции эмигрантом и пришедший на русскую службу. Он воевал, участвовал даже во взятии Парижа в 1814 году, а потом был назначен генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии, по совместительству – одесским градоначальником. Благоволение Александра I чередовалось с периодами опалы, но в Одессе Ланжерон оставил о себе добрую память. Его имя носят и пляж, и арка, и целый район города. Причем характер у Ланжерона был, я бы сказал, одесский. «Храбрый генерал, добрый правдивый человек, но рассеянный, большой балагур и вовсе не администратор», – говорили о нем.

Был у Ланжерона давний страх: умереть от холеры. (В Одессе не раз бывала такая беда, даже на моей памяти.) Так и случилось, хотя и в Петербурге. Но радостями жизни Ланжерон обделен не был. В том числе и добрым знакомством с Пушкиным, коему граф докучал чтением своих стихов и трагедий.

Черное море и его берега – уже не одесские, а крымские – остались навсегда в работах художника-пейзажиста Константина Богаевского, родившегося 24 января 1872 года. На первых порах он учился у Айвазовского, но действительное влияние оказали на Богаевского совсем другие мастера, в том числе европейские модернисты – Бёклин, Климт. На дворе был Серебряный век. Богаевский стал одной из ведущих фигур Киммерийской школы живописи. Региональный колорит, волшебство света, красоты юга... Найдутся, конечно, охотники трактовать все это в имперском ключе. Однако, мне кажется, для Богаевского скорее важно было родство крымских красот с теплой Европой (а по Италии и Греции он много ездил). «Тропический пейзаж», «Южная страна» – характерны эти темы, эти названия полотен. Недаром друг Богаевского Максимилиан Волошин, в художнической своей ипостаси тоже киммериец, писал о нем, что в изображенной им земле – «пейзаж, описанный Гомером».

Судьба Богаевского сложилась печально. В советские годы он пытался писать индустриальные ландшафты, но это было явно не его. А в 1943-м художника убило при налете нашей авиации на оккупированную Феодосию, где он жил.

«И горький дым костра, и горький дух полыни,/ И горечь волн – останутся во мне». Это из стихотворения Волошина, посвященного Богаевскому. Коль скоро речь о словесности, вспомню уроженца этого же дня – литературоведа и писателя Леонида Гроссмана (1888–1965), опять-таки одессита. Коньком его были биографии классиков и произведения пограничные, что ли, по жанру. Например, «Записки Д▒Аршиака» (1930) – квазидокументальное повествование от лица секунданта Дантеса о гибели Пушкина. Много писал Гроссман и о Достоевском, не боясь ставить неподъемные – в том числе для себя – вопросы: идейный поворот гения как «одна из глубоких катастроф русской литературы».

...24 января 1950 года родился литературовед и культуролог Валерий Есипов, крупнейший знаток творчества Варлама Шаламова, сопоставляющий его с Солженицыным, Твардовским, Камю. А один текст озаглавлен «Шаламов улыбается». Об иронии и сарказме после Колымы. .


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
966
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1400
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1231
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1109