0
2966
Газета Идеи и люди Печатная версия

03.11.2001

Берл Лазар: "Помогаем каждому, кто к нам обращается"

Тэги: феор, лазар

Из досье "НГ" Берл Лазар родился в хасидской раввинской семье в Милане 19 мая 1964 г. Учился в раввинском колледже в Нью-Джерси, центральной иешиве "Томхей Тмимим" в Нью-Йорке. В ноябре-декабре 1987 г. впервые посетил СССР по туристской визе, нелегально преподавая основы иудаизма. С начала сентября 1990 г. - раввин синагоги в Марьиной роще. С 1993 г. - председатель объединения раввинов СНГ. В 1999 г. избран главным раввином ФЕОР. 13 июня 2000 г. избран главным раввином России. Гражданство РФ принял в 2000 г. (имеет также гражданство Италии, США и Израиля). У Лазара девять детей.

-Рав Лазар, в начале 90-х годов вы получили возможность открыто заниматься религиозной деятельностью. Как тогда складывались отношения хасидов с властями?

- Трудно сказать. Первая еврейская школа открылась в Москве нелегально. Но мы получили от Горбачева заверение, что нам не будут мешать, так как скоро все это станет законно. В начале 1991 года я имел честь встречаться с Ельциным в Белом доме. Ельцин произвел на меня очень хорошее впечатление.

- Какой он был тогда?

- Это был человек, который знал обо всем. Мы с ним очень долго говорили о еврейской жизни, о возвращении синагог, разрешении открывать синагоги и еврейские школы. Мы говорили о любавическом движении, он очень много знал об этом, откуда - я сам не знаю. У меня было впечатление, что этот человек - настоящий президент, настоящий царь.

- Деятели КЕРООР обвиняют ФЕОР в том, что вы переманиваете их приверженцев, раздавая людям различные подарки.

- Мы стараемся помогать нуждающимся, каждому, кто обращается к нам, и в большинстве случаев решаем его вопросы. Я думаю, что ничего плохого нет в том, что мы кормим здесь большое количество народу. Это даже не подарки, это просто еда. Многие молодые пришли в нашу общину, потому что поняли, что мы занимаемся не зарабатыванием денег, а наоборот, помощью людям.

- Как вам кажется, кто больше помогает бедным евреям - вы, ФЕОР, или КЕРООР?

- Я не знаю их возможности, не знаю, что они делают. Мы стараемся привлекать средства зарубежных организаций, и мы рады, что можем помогать евреям не только в Москве, но и везде в России и бывшем Советском Союзе. Мы готовы помочь любым еврейским организациям, в том числе тем, которые не входят в ФЕОР и даже в КЕРООР. Будем стараться делать максимум возможного, а они пусть сделают еще больше.

- Мне помнится, вначале, в 1993-1995 годах, хасиды входили в КЕРООР┘

- Нет, мы никогда не входили в КЕРООР. Вначале вообще не было необходимости куда-либо входить, было достаточно регистрации каждой отдельной общины. Почему образовалась ФЕОР? Когда был принят закон 1997 года о религиозных организациях, то, чтобы иметь все права, потребовалась организация-"крыша", в которой были бы общины, существующие минимум 15 лет. Но большинство еврейских общин в РФ возникло 5-7 лет назад. Новый закон не дал нам выбора: надо было или войти в существующую организацию, или создавать новую. И в начале 1998 года мы зарегистрировали ФЕОР.

- Первый съезд ФЕОР прошел в ноябре 1999 года. И сразу появились комментарии, что ФЕОР образуется в пику Российскому еврейскому конгрессу, для того чтобы те заграничные пожертвования, которые шли РЕКу, теперь доставались ФЕОР. А обозреватели, настроенные по отношению к ФЕОР критически, находили еще и политическую подоплеку.

- Все эти комментарии далеки от реальности. ФЕОР не создавалась против РЕК, разве что против КЕРООР. В одной газете думали об одной интриге, в другой - о другой. Но мы ничего этого не думали, мы хотели создавать нормальную еврейскую общину. Все наши мысли и наш менталитет идеалистичны.

- Вы, может быть, и не думали, но все это по странному или закономерному стечению обстоятельств произошло в разгар борьбы между Кремлем, с одной стороны, и Гусинским и ОВР - с другой.

- Разгар борьбы с Гусинским как раз был позже. Я помню точно, что съезд должен был быть в понедельник, а в субботу вечером Павел Шеремет выступил на ОРТ в программе "Время" со своим комментарием. Тогда мне позвонили Гусинский (в то время президент РЕК. - А.М.) из Испании и Осовцов (вице-президент РЕК. - А.М.) и спросили: вы слышали комментарий? Я ответил, что мы в шоке. Они сказали: мы тоже в шоке и понимаем, что это не вы, а те, кто заинтересован в расколе между нами. Мы ответили, что если они приедут на съезд, то обязательно дадим им слово. И они приехали и выступили.

- В мае 2000 года на инаугурацию Путина, насколько я знаю из СМИ, вас пригласили, а Шаевича - нет.

- В мае 2000 года на инаугурации Путина присутствовал Шаевич, он получил приглашение. Я не получил приглашения и не был там. Это факт - я готов побиться об заклад на миллион долларов, десять, сто миллионов. В сентябре 2000 года был случай, когда в субботу мы оба получили приглашение в Кремль. Шаевич не пошел, сказав, что не может идти в Кремль в субботу, а сам в этот же день во Франции танцевал на свадьбе. Я пошел, но предварительно, как того требуют законы иудаизма, советовался с главным раввином Израиля, можно ли ходить в субботу на такие приемы.

- Когда вы впервые познакомились с Борисом Березовским?

- Вопреки множеству легенд, я почти незнаком с ним. Не могу вспомнить, когда я увидел его в первый раз. Были разные встречи - например, на Поклонной горе мы были вместе в 1998 году, когда закладывали первый камень синагоги. Борис Березовский тогда был с Гусинским в хороших отношениях.

- А с Романом Абрамовичем когда вы познакомились?

- Примерно два-три года назад. И с ним я тоже виделся только раза два.

- Он сторонник ФЕОР.

- Да, он иногда бывает в нашей синагоге здесь, в Марьиной роще.

- В январе 2001 года на официальную встречу с президентом Израиля Моше Кацавом в Кремле вас пригласили, Шаевича не пригласили. В апреле 2001 года вас оставили в Совете по религиозному взаимодействию при президенте, а Шаевича исключили из этого совета. То есть позиция Кремля все-таки имеет некий крен в вашу сторону и в какой-то мере негативна в отношении Шаевича.

- Я не буду комментировать действия администрации президента. Но очень много было написано против нее от имени Шаевича. Например, был целый скандал, когда он сказал, что из Кремля звонили ему и оказывали давление, а потом отказался от этих слов.

- А если у вас в Кремле попросят совета, спросят: "Рав Лазар, надо ли нам снова включит Шаевича в совет?", вы тогда что посоветуете?

- Когда спросят, тогда буду думать, что отвечать. Пока ни разу ничего подобного не спрашивали.

- У вас и в Москве, и в Ростове-на-Дону, и во многих других городах раввины из Америки. Со стороны складывается впечатление, что в КЕРООР все раввины российские, а в ФЕОР - в большинстве американцы.

- Раввинов в ФЕОР в три раза больше, чем в КЕРООР. К сожалению, кадров российских раввинов пока очень не хватает, мы стараемся, готовим их, чтобы они как можно быстрее стали настоящими раввинами. На это звание не каждый имеет право. Раввин должен быть раввин, а не жулик.

- Как евреи в регионах России воспринимают, что приезжают раввины-американцы?

- Очень хорошо.

- Никаких проблем из-за этого не было?

- Не было. Мы посылаем в город раввина после того, как город просит об этом. Община смотрит на него и отвечает: такого раввина мы хотим, а такого не хотим. Были даже случаи, когда мы посылали раввина и община говорила: нам такого раввина не нужно, попробуйте какого-нибудь другого. Такой раввин возвращался, иногда оставался в России и отправлялся в другой город.

- 15 мая 2001 года, за день до съезда Российского еврейского конгресса, вы заявили о приостановлении своего членства в президиуме РЕК. После этого Леонид Невзлин сказал, что его не надо ассоциировать только с КЕРООР и что он одинаково хорошо относится и к КЕРООР, и к ФЕОР...

- Я недавно встречался с Невзлиным и слышал эти же самые слова. Но одних слов недостаточно. Я доверяю Невзлину. Мое членство в РЕК до сих пор приостановлено, и я жду действий от Леонида Борисовича.

- Каких именно действий вы от него ждете?

- Жду, что мы будем сотрудничать и работать. Все будет видно по его действиям внутри еврейской жизни России. Как говорят, мяч находится на его поле.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Столица хасидизма переезжает в Нью-Любавичи

Столица хасидизма переезжает в Нью-Любавичи

Андрей Мельников

Проект по превращению российской глубинки в один из центров иудейского паломничества

0
7370
Россия прорубает евреям окно из Европы

Россия прорубает евреям окно из Европы

Андрей Мельников

Зарубежных раввинов в Москве знакомят с жесткими методами борьбы за толерантность

2
4413
День в истории. 21 июля

День в истории. 21 июля

Петр Спивак

0
2976
Легкое перо, быстрая линия

Легкое перо, быстрая линия

Владимир Солоненко

0
1052

Другие новости

24smi.org