0
1510
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.12.2006 00:00:00

Конец международной анархии?

Александр Лукоянов

Об авторе: Александр Львович Янов - историк, политолог.
Сокращенный фрагмент из трилогии автора "Россия и Европа. 1462 - 1921". Полный текст фрагмента публикуется в журнале "Мировая экономика и международные отношения".

Тэги: ес, евросоюз


ес, евросоюз Страны ЕС показали, как можно по-новому строить международные отношения.
Фото Reuters

Идея «многополярного» мира, противопоставленная «однополярной» американской гегемонии, на устах у каждого политика в России. В особенности после того, как администрация Буша, следуя своей доктрине превентивных войн во имя смены недемократических режимов, довела ситуацию в мире до точки кипения. Впрочем, еще до Буша «многополярный» мир стал боевым кличем российской (и китайской) дипломатии.

Правда – на кончике копья

Российские и китайские политики рассуждают о том, каким благом для международной безопасности стала бы ситуация, при которой мировая политика формулируется не в одном, а во многих «центрах силы». Есть, однако, вопрос, который при этом неизменно остается за кадром: возможна ли вообще безопасность в условиях международной анархии – совершенно независимо от того, сколько «центров силы» формулируют мировую политику?

Ведь на самом деле эта неистребимая анархия – скандал. Перманентный мировой скандал, к которому эксперты-теоретики, живущие во вполне благоустроенных странах, где порядок считается первым условием цивилизованной жизни, настолько уже притерпелись, что давно перестали его замечать. И спорят исключительно по поводу того, как бы поточнее эту анархию определить.

Ну вот пример. Крупнейший американский специалист-международник Кеннет Волтз называет ее «беззаконной анархией», а другой уважаемый эксперт, Роджер Мастерс, возражает, что анархия эта все-таки «упорядоченная», и при этом замечает без околичностей, что «мировая политическая система во многих отношениях напоминает первобытную». Показательно название работы самого Мастерса: «Мировая политика как первобытная политическая система».

На этой почве и выросла на протяжении столетий – от Фукидида до Макиавелли и Киссинджера – школа так называемой «реальной политики» (Realpolitik), самый влиятельный современный гуру которой Ганс Моргентау в книге «Политика наций» писал: «Государственные деятели мыслят и действуют в терминах [национальных] интересов, определяемых как сила. [И поэтому] мировая политика есть политика силы». Современный циник сказал бы: у кого больше железа, тот и прав. В африканском племени нуэр, сохранившем благодаря изоляции первобытные нравы, говорят проще и ярче: правда – на кончике копья. Другими словами, сегодняшняя мировая политика мало чем отличается от политики дикарей.

Удивительным образом оказывается, что живем мы как бы в двух временных измерениях – цивилизованном и первобытном. В одном из них, внутригосударственном, царствуют закон и порядок, в другом, межгосударственном, – сила и анархия. Вот эта неестественная раздвоенность и постулируется в Realpolitik как нечто нормальное, непреодолимое, подобное закону природы.

Средневековый прецедент

Любому историку известно: со времен краха «однополярной» гегемонии Наполеона почти два столетия назад «многополярный» мир, воцарявшийся на руинах свергнутой гегемонии, во всех без исключения случаях приводил либо к возникновению нового гегемона, либо, если гегемон оказывался слаб, – к международной анархии. В ХХ веке, в частности, результатом этой анархии оказались две мировые войны.

Но если «многополярный» мир – опасная иллюзия, а «однополярную» гегемонию народы терпеть не желают, то неужели и впрямь остается лишь подчиняться этому роковому маятнику, колеблющемуся между гегемонией и анархией?

Между тем человечество однажды уже сталкивалось с аналогичной головоломкой. И решило ее.

Вся эпоха феодального Средневековья, во всяком случае в Европе, была, по сути, посвящена решению именно этой «однополярно-многополярной» контроверзы – только во внутригосударственном строительстве. Князья и бароны тоже склонны были считать королевскую власть «однополярной» гегемонией и тоже пытались противопоставить ей своего рода средневековую «многополярность».

Но решение было найдено в Англии в 1215 г. И состояло оно в компромиссе между центральной властью и феодальными баронами. Компромисс назывался Великой хартией вольностей.

Документ длинный. Значение для будущего имели в нем, впрочем, лишь два параграфа. Первый гласил, что свободный человек не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен имущества или изгнан иначе как по приговору пэров (равных) и по закону страны. Второй параграф создавал постоянный комитет из 25 баронов (полвека спустя он превратился в парламент), обязанный следить за тем, чтобы обещания короля исполнялись. Бароны, со своей стороны, обязывались не создавать никаких местных «центров силы», подрывающих королевскую власть.

Оказалось, что как «однополярной» диктатуре короля (читай: произволу власти), так и баронской «многополярности» вполне может быть положен конец. Заменившая их коллегиальная, если хотите, модель государственности упразднила анархию. Сегодня это решение общепринято.

Но наша аналогия немногого бы стоила, не будь у нас перед глазами сегодня живого примера принципиального решения этой головоломки и в мировой политике. Я имею в виду объединенную Европу.

Конечно же, выглядит новая Хартия совсем иначе, чем старая. Единственное, что делает ее родство со старой Хартией неопровержимым, это общие для обеих идеология компромисса и коллегиальная модель государственности. И, следовательно, потенциальная способность избавить мир от международной анархии.

Но благодаря чему новая модель государственности стала возможной? Чтобы понять это, надо прислушаться к аргументам защитников средневековой «многополярности», той, которую упразднила старая Хартия.

Первым – и главным – из этих аргументов было утверждение о безусловном верховенстве местных (княжеских) интересов. Защитить их пытались, апеллируя к древним договорам и родословным (в наше время их защищают интересами наций). Князья заключали между собою союзы, коалиции, создавали местные «центры силы», способные защитить средневековую «многополярность» (и с ней, естественно, внутригосударственную анархию).

Вторым аргументом средневековой Realpolitik было верховенство княжеского суверенитета. Со времен Вестфальского договора 1648 г. это правило распространилось и на национальные государства.

Даже поверхностного взгляда на эту средневековую Realpolitik – с ее верховенством местных интересов, с княжеским суверенитетом и нерушимостью границ – достаточно, чтобы понять, как мало отличается она от современной. В обоих случаях все решает сила. А где решает сила, там анархия.

Три мира

Замечательный европейский интеллектуал, англичанин Роберт Купер, считает, что даже сам термин «Запад», так отчаянно будоражащий русских националистов еще со времен Уварова, канул в Лету вместе с холодной войной. И – что не менее важно – вместе с порожденным этой войной делением геополитической вселенной на Первый (евроатлантический), Второй (советский) и Третий миры. Сейчас под термином «Запад» скрываются два совершенно различных мира, живущих в разных временных измерениях.

Сегодняшний Второй мир, назовем его Вестфальским, по-прежнему живет в эпоху международной анархии и молится ее божеству – «национальному суверенитету». И гарантией этого суверенитета для него по-прежнему остается сила. Это мир Realpolitik, мир Бисмарка и Горчакова, едва не погубивший Европу в братоубийственных войнах ХХ века. Принадлежат сегодня к этому миру одинаково и «восточный» Китай, и «западная» Америка.

Первый мир, в отличие от Вестфальского, освободился от господства силы и предлагает остальному миру модель такого освобождения. Сюжет этот очень болезненный для наших националистов.

Вот что писал в 1841 г. один из самых знаменитых их пращуров Степан Шевырев: «Общаясь с Европою, мы и не примечаем, что имеем дело будто с человеком, несущим в себе злой заразительный недуг, не чуем... будущего трупа, которым он уже пахнет».

За прошедшие с той поры 165 лет мнение русских националистов о «живом трупе» практически не изменилось. Вот как, например, ответил в 2005 г. достойный наследник Шевырева Михаил Леонтьев на глупейший, признаться, вопрос интервьюера «То есть гибель Франции – это просто вопрос времени?»: «Да, это вопрос времени. Причем ситуация будет развиваться быстрее, чем кто-то будет просчитывать».

В позапрошлом веке гибель Европы – и Франции как ее ядра – предсказывалась от революции. На деле, как мы знаем, устояла перед революцией Европа, не устояла Россия. Теперь гибель предсказывается от либерализма, в результате которого Франция, как заметил в том же интервью Леонтьев, на глазах превращается в «Исламский халифат».

Почему должно это случиться во Франции, где проживают 4 млн. мусульман (из 60 млн. населения), или в Европе с ее 20 млн. мусульман (из 400 млн.), а не в России, где столько же мусульман, сколько во всей Европе (но из 140 млн. населения), нам не объясняют. Тем более непонятно это, если, как с фактами в руках доказывает редактор журнала «Форин афферз» Стефани Гири, абсолютное большинство европейских мусульман энергично пытаются интегрироваться в ее систему ценностей, а вовсе не противопоставить ей ценности исламской Уммы. Это все к тому, как опасны для России предсказания ее националистов. Особенно в отношении Европы. Сбываются они почему-то с точностью до наоборот.

Именно старушка Европа, столько уже раз приговоренная русскими националистами к смерти, первой шагнула в будущее, открыв в мировой политике новую эру преодоления международной анархии и оказавшись поэтому сегодняшним Первым миром.

Вестфальские табу

От господства силы и международной анархии ЕС освободился благодаря тому, что он впервые переступил сакральные табу Вестфальской системы. Главное из этих табу – абсолютное верховенство национальных интересов. В большинстве стран подвергнуть его сомнению равносильно кощунству, если не государственной измене. Мало кому приходило в голову увидеть в нем нечто не очень даже и приличное. Как увидел, например, Владимир Сергеевич Соловьев, первым, сколько я знаю, назвавший верховенство национальных интересов «национальным эгоизмом». Но, не отказавшись от этой сакральной формулы, нечего и думать о преодолении международной анархии.

Так вот: ЕС от нее отказался, подчинив национальные интересы своих членов интересам Сообщества. Не интересам какой-нибудь империи или сверхдержавы, но именно интересам Сообщества равных, принципиально отрицающего чью бы то ни было гегемонию. Это та же идеология компромисса и тот же принцип коллегиальности, посредством которых преодолена была в 1215 году анархия внутригосударственная.

С этим, конечно, связано и преодоление второго табу, национального суверенитета, который традиционно считается главным достижением Вестфальской системы. Само собою, для стран Вестфальского мира, включая США и Китай (не говоря уж о России, где суверенитет на глазах превращается в официальную идеологию), это табу и сегодня не менее сакрально, чем в XIX веке. И только в Первом мире интересы безопасности Сообщества оказались выше национального суверенитета отдельных государств.

Увы, националистам даже в голову не приходит, что несопоставимо более надежной, чем сила, гарантией безопасности является взаимное доверие, основанное на общих моральных и политических ценностях. А если и приходит, то уверены они, что это не более чем инфантильная пацифистская утопия.

Можно сказать, что ЕС, собственно, и существует как живое опровержение этой циничной уверенности. Слышал ли кто-нибудь, чтобы могущественный партнер по Сообществу угрожал безопасности другого, пусть даже самого маленького и слабого? Не было таких угроз и немыслимо их себе представить. В ЕС нет и не может быть ни «однополярной» гегемонии, ни «многополярной» грызни. Нет, следовательно, и международной анархии.

Отказался ЕС и от третьего сакрального табу Вестфальской системы – от «границы на замке». Границы между членами Сообщества прозрачны.

Звуковой барьер

Несомненно, любой политолог убедительно объяснит нам, какие ужасные неприятности переживает сейчас Европейский союз. Граждане Нидерландов и Франции провалили на референдуме в июне 2005 г. первый проект Конституции Европы, а сегодня еще и Германия нацеливается на аналогичный референдум. И вообще, словно бы позаимствовав у бывшей советской империи экспансионистские вожделения, ЕС, можно сказать, «подавился», как СССР, Восточной Европой.

Правда, экономически восьмерка новых, восточноевропейских членов ЕС расцвела. По темпам развития она опередила Запад, а Эстония со своими 12% роста перегнала не только Запад, но и Китай. Политическая ситуация в этой восьмерке, однако, без преувеличения скандальна. В Литве и в Чехии у власти правительства парламентского меньшинства. Эксцентричность правительства Польши превзошла, кажется, все пределы. В Эстонии и в Словении администрации вроде бы нормальные, но реформы топчутся на месте. (Новый балтийский «тигр» – существо совершенно загадочное: словно бы для экономического роста Эстонии правительство вообще не нужно). Венгерская администрация держится на ниточке, а словацкая, по выражению британского журнала «Экономист», и вовсе «составлена из представителей самых отталкивающих и мерзких партий в стране». Предстоящее пополнение ЕС (Румыния и Болгария) ситуацию наверняка усугубит. Разве, заключит негодующий политолог, вся эта политическая вакханалия не пятно на его репутации?

Как историк я соглашусь, что и впрямь пятно. Однако самовластье Генриха VIII и «огораживания» времен Елизаветы I, когда «овцы съедали людей», были куда более позорными (и в отличие от сегодняшних скандалов кровавыми) пятнами на репутации Великой хартии. Но ведь не помешали эти пятна тому, что Хартия вольностей впервые в истории, если можно так выразиться, преодолела звуковой барьер Средневековья и внутригосударственная политика прорвалась в принципиально новое измерение.

То же самое и с ЕС. Разве важно, в каком именно году и в какой форме будет одобрена Конституция Европы? Или как разрешатся политические скандалы в восточноевропейских неофитах? Важно, что новая модель государственности, способная покончить с международной анархией, создана. И новая Хартия, возвещающая конец «однополярно-многополярной» контроверзы, существует. Пусть на небольшой сравнительно территории и с населением всего лишь в 400 млн. человек. Но ведь и мечта о преодолении внутригосударственного средневековья воплотилась поначалу в одной маленькой Англии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
254
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
187
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
284
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
310

Другие новости