0
1821
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.03.2011 00:00:00

Школа – дело общенародное

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования.

Тэги: образование, школа, стандарт, мнения


Вот уже месяц тема «Стандартов» для старшей школы остается в зоне неутихающего внимания СМИ. Бурные обсуждения продолжаются и в различных структурах – в Госдуме, Общественной палате и т.п. Назвать это дискуссией уже не получается: идет игра в одни ворота. Показательно, например, последнее интервью министра образования и науки Андрея Фурсенко (27 февраля, программа НТВ «Нереальная политика»). Его список аргументов очень короток, но очень тривиален: в школе необходимы изменения; ученики должны научиться делать выбор учебных программ; для борьбы с репетиторством и перегрузкой необходимо все школы сделать профильными («Дадим каждому ученику по его профилю!»).

Все эти идеи развиваются в многочисленных публикациях. Вывод очевиден: «Стандарт» не просто очень плохо написан – он еще хуже продуман. Это пример откровенной халтуры, убедительное свидетельство непрофессионализма и безответственности. В такой ситуации продолжение дискуссии бессмысленно, а надежды на то, что документ можно доработать и ввести в действие в период с 2013 по 2020 год, эфемерны. Надо явно признать полный провал, провести энергичную работу над ошибками и наметить серьезную программу действий.

Я хочу обратить внимание в первую очередь на новые общественные явления, которые высветила маленькая «февральская революция» в образовании.

Явление первое – зарождение в России ростков новой ветви власти – власти общественного мнения. Угроза разрушения отечественной школы и тревога за судьбы собственных детей вызвали массовые протесты. Оказалось, что привычный ход вещей, обрекающий все решения вертикали власти на сокрушительный успех, может быть нарушен. В 2004 году открытое письмо 420 известных ученых и педагогов президенту Владимиру Путину по поводу эксперимента с ЕГЭ осталось без ответа. Проигнорировать письмо учителя Сергея Волкова не удалось. Это первый опыт, показывающий, что власть в России не только нужно, но и можно держать под постоянным контролем и в строгости.

Явление второе – явно выраженный общественный вотум недоверия к той образовательной политике, которая проводится в последнее десятилетие. Первое же серьезное гласное обсуждение показало профессиональную несостоятельность системы принятия решений. Убежден, что возврат в дискуссии об образовании к другим «инновациям» Андрея Фурсенко (ЕГЭ, подушевое финансирование и т.п.) приведет к такому же результату. А крупные информационные поводы для таких дебатов имеются – например, проект закона «Об образовании», предстоящие выборы и т.д.

Явление третье – крайняя неэффективность институтов, ответственных за принятие решений в образовании. Можно выделить три главные болезни. Отсутствие гласности: решение принимается келейно, в крайне закрытой системе, а в таких системах вероятность ошибки очень высока. Налицо кадровый отрицательный отбор, определивший неудачный список руководителей и разработчиков «Стандарта». Нельзя не отметить и наличие конфликта интересов. Являющийся де-факто идеологом и руководителем многих проектов в образовании, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов по совместительству является и главным общественником: он – председатель комиссии по образованию Общественной палаты. Руководитель разработок злополучного «Стандарта» Александр Кондаков по совместительству – генеральный директор издательства «Просвещение». А еще следует отметить полное доминирование чиновничьего диктата. Актуален революционный лозунг: «Вся власть профессионалам!»

Общий вывод таков: и школа, и школьная политика переживают глубокий кризис. Исцеление тяжких заболеваний требует неотложных реанимационных мер, а затем длительного серьезнейшего курса лечения. Простых решений не осталось. Вот почему необходима широкая профессиональная дискуссия по всему кругу проблем, связанных со школой.

Но основное направление развития можно обозначить с большой долей уверенности. Наиболее успешные периоды развития отечественной школы – это конец XIX – начало XX века, когда очень большую роль сыграли самоуправляемые земства, а также 30–60-е годы прошлого века – период, характеризующийся сочетанием сильной государственной политики с подлинной активностью общества. Школа – дело в высшей степени серьезное. Его нельзя доверять крайне ограниченному кругу лиц с сомнительным профессионализмом. Успех приходит тогда, когда забота о школе, собственных детях и исторической судьбе новых поколений становится подлинно общенародным делом. Хочется верить, что первые небольшие шаги в этом направлении сделаны.

Что касается непосредственно «Стандарта», то предложений два. 1. Необходимо отказаться от идеи проведения псевдоконкурсов (ФЗ № 94), совершенно не применимой в крупных долгосрочных творческих проектах. Конкурсы нужно проводить среди потенциальных профессиональных лидеров, способных собрать работоспособный коллектив и способных увлекать и убеждать. 2. Возглавить эту работу может новая структура – Национальная школьная комиссия при президенте. Аналоги таких структур мы находим как в отечественной, так и в мировой истории образования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1202
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1148
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1399
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1145

Другие новости