0
964

14.04.2005 00:00:00

Призраки славы

Тэги: театр, история


Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004, 640 с.

"Призраки славы" - название пьесы ныне почти никому не известного актера и режиссера Юрия Ракитина, между прочим упомянутой в только что вышедшем третьем томе сборника "Мнемозина". Этот сборник документов и фактов - нечто вроде отчета о проделанной работе сектора русского театра Государственного института искусствознания, зримый и увесистый знак незряшного их времяпрепровождения и научных трудов. Ракитин же, оставивший замечательный мемуар о "Летучей мыши", в нынешней "Мнемозине" представлен обширным эпистолярным наследием: Владислав Иванов публикует письма, которые он писал Никите Балиеву, создателю и бессменному весельчаку "Летучей мыши", переписку Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными...

"Мнемозина", как всегда, хороша своей незацикленностью на ком-то одном, актере или режиссере, пусть и дорогом составителю или кому-то из круга более или менее постоянных авторов. Здесь, как всегда, множество и многоголосье и, как во всякой извлеченной из-под глыб пачке пожелтевших листков с помятыми или оборванными краями, - милые сердцу ревнителя кулис печаль и грусть, витающие над безвозвратно ушедшим театральным прошлым. Нечто вроде послесловия к обширному исследованию Владислава Иванова о судьбе русско-еврейской "Габимы" - нынешняя публикация главной пьесы этого театра, цензурного варианта "Дибука (Меж двух миров)" С.Ан-ского. Так это было...

Похоже было: Райх умоляет Горького помочь Мейерхольду получить в прибавление к зданию ГосТИМа помещения бывшего казино (письмо датировано июнем 28-го года, казино в конце концов передали в январе 31-го, а летом того же года в здании на Садовой-Триумфальной начался капитальный ремонт, и более Мейерхольд туда уже не возвращался).

В июне 1923 года Южин, стоящий у руля Малого театра, делится с Теляковским своими горестными сомнениями, ах как напоминающими сетования нынешних соболезнующих о судьбе русского театра (и одновременно - оппонирует им!): "Театр так называемый старый бессилен выдвинуть новые индивидуальности актера, так как драматургия замерла, если не умерла, отрешилась от жизни и реальной, и фантастической, от мечты и от быта, - и тем несомненно богатым молодым силам, которые могли бы стать актерами, не на чем вырасти во весь рост. А те, кто через каждое слово твердят о "традициях" и о своей "любви к театру", прежде всего забывают о том, что единственная прочная традиция того же старого Малого театра требовала "творчества, оригинальности и вечного движения вперед", а не повторения задов Щепкиных и Шумских <...>. Второй мотив - нет честных и убежденных помощников. Честных не в смысле воровства: такие есть, в Малом театре не воруют. Но между подлинной честностью и честностью компромиссной - глубокая пропасть. Как в администрации я не вижу помощников, так в важном деле режиссуры не вижу режиссеров. <...> Что я при таких условиях могу сделать?" Листай, углубляйся в любое письмо - нечто такое же злободневное и яркое отыщется и резанет очевидным дежа вю.

Как ни странно, сильнее прочего трогают вошедшие в сборник мемуары и письма Никиты Балиева, как будто бы не первого героя, занятого скорее "обслуживанием", "аккомпанировавшего" высоким заботам тогдашней сцены. Игрока и на сцене и в жизни (буквально промотавшего, проигравшего в карты остатки состояния, сколоченного уже в эмиграции, где "Летучая мышь" недюжинными его усилиями возродилась и, как в одной из балиевских песенок, "улыбалась под окошком своим, как всегда").

Как почти всякое позднее свидетельство, в мемуарах Балиева - оплошности памяти и прекрасные картины прошедшего. Путается в цитатах: "Чехов в одной из пьес говорит: "В Москве два университета - один на Моховой улице - другой в императорском Малом театре", а рождение своего кабаре обогащает декадентской мистикой: "Меня часто спрашивали, почему я дал своему театру такое название, которое как будто ничего общего с театром не имеет. Объяснение гораздо проще, чем все думали. В то время, когда я подписывал контракт на этот подвал, из угла выпорхнула летучая мышь и вцепилась в мои волосы. <...> И уже в контракте я назвал свое будущее кабаре этим названием".

В "Мнемозине" все - призраки славы, факты ушедшего величия и великолепия, а равно - трагического увядания того пышного цвета русского театра, которым он расцвел в первые десятилетия прошлого века. С нашей-то точки зрения он вроде бы и не закончился, после того как часть его "имен" эмигрировала, но современники все перемены воспринимают обычно болезненнее, чем умудренные потомки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
852
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
699
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
723
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
766

Другие новости