0
2861
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

25.07.2016 00:01:00

Падение Республиканской партии началось десятки лет назад

Тэги: сша, выборы, президент, республиканцы, дональд трамп, политика, экономика, аналитика, пол кругман


сша, выборы, президент, республиканцы, дональд трамп, политика, экономика, аналитика, пол кругман Дональд Трамп, кандидат в президенты США от Республиканской партии, приветствует свою супругу, Меланию, представив ее участникам съезда партии, который прошел ранее в этом месяце. ФОТО DOUG MILLS/THE NEW YORK TIMES

Норман Орнстейн и Томас Манн недавно опубликовали статью в Vox, где вновь изложили свой тезис, согласно которому республиканцы уже давно сошли с рельсов, став радикальной партией, не обращающей особого внимания на истину. (Читайте статью здесь: bit.ly/2anm5n3.) Конечно, они правы: я говорю примерно то же с начала нулевых, в частности сделал это во вступлении к своей книге «Великое откровение» («The Great Unraveling»).

Меня наградили, навесив ярлык «истерички». Рискуя (на самом деле даже не рискуя, а уже будучи обреченным) показаться нытиком, отмечу: по-прежнему принято считать, что я перешел границы, несмотря на то что все, что я тогда говорил, сейчас в той или иной степени становится общепринятой точкой зрения. Думаю, я преждевременно стал антиреспубликанцем.

Так что не могу не заметить, что кое-чего в этом опубликованном Vox абзаце не хватает: «К своим резким выводам мы пришли, побывав во чреве зверя, наблюдая, анализируя и взаимодействуя с ведущими политическими фигурами в конгрессе и исполнительной ветви власти с 1969 года. Другие ученые и журналисты, включая Джонатана Чейта, Джеймса Фоллоуза, Джейкоба Хэкера и Пола Пирсона, своими выступлениями и наблюдениями прошли путем, аналогичным нашему».

Ладно, заканчиваю с нытьем. Я хочу поговорить о том, когда именно Республиканская партия преступила грань. Очевидно, произошло это не сразу. Но думаю, что настоящий прорыв случился в 1980–1981 годах, когда официальной доктриной партии стала экономика предложения.

Даже сейчас я не уверен, понимают ли люди, не участвующие в дискуссиях на тему экономической политики, что экономика предложения не являлась доктриной наподобие монетаризма или даже реальных деловых циклов – понятий, которые, на мой взгляд, могут быть ошибочными, но которые пользовались и в определенной мере пользуются значительной поддержкой профессионалов в этой сфере.

Экономика предложения никогда не имела под собой оснований и так и не получила подтверждения в академических исследованиях. Она едва нашла сторонников среди экономических исследователей и специалистов по прогнозированию в мире бизнеса. Она была (и остается) псевдоэкономикой, только и всего.

Тем не менее 35 лет назад Республиканская партия уже готовилась принять эту доктрину, поскольку она была политически удобной и могла использоваться для оправдания налоговых льгот для богатых, которые всегда были в числе приоритетов.

С учетом этого стоит ли удивляться, когда затем стали осуждать и отрекаться от фактов. Так вы говорите, что экономика – псевдонаука? Замечательно.

Сначала они взялись за экономистов, потом за ученых, занимающихся климатом, и биологов-эволюционистов.

Затем появляется Дональд Трамп, и такие люди, как консервативный комментатор Джордж Уилл, отрицающий изменение климата, сетуют на то, что Трамп – человек несерьезный. Ну и что, на ваш взгляд, должно было произойти?

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

В поисках виноватого

Я думаю, что беспечное отношение президента Рейгана к правде поставило Республиканскую партию на дорожку, которой она сейчас идет.

– John Williams, Калифорния

Полагаю, что проблемы республиканцев начались именно в этот период – начало правления рейгановской администрации, но корни были иные: тогда в лоно партии приняли евангелистов.

Глаза начали открываться, когда управление стало опираться на веру и религию, а не на факты и науку.

– Robin Winning, Калифорния

В дополнение к экономике предложения мы можем также винить Рейгана в крайне деструктивном представлении, согласно которому проблема кроется именно в правительстве. Это представление ознаменовало конец Республиканской партии как разумной альтернативы правящей политической силы.

– Fred, Мэриленд

Думаю, что надо вспомнить великого республиканского мыслителя Калвина Кулиджа, президента, который много лет назад вдолбил в республиканскую психику фразу «дело Америки – делать бизнес». 

С тех пор эта партия пытается низвести федеральное правительство до точки аннигиляции.

– Без имени, Нью-Йорк

«Кончина» республиканцев сильно преувеличена.

Республиканцы контролируют обе палаты конгресса и большинство правительств в штатах. А их главные покровители прекрасно себя чувствуют: банки разрослись как никогда, а прибыли корпораций сразу пошли вверх после 2009 года. Ключом к доминированию партии, конечно в основном, остается расизм. Экономика предложения – всего лишь прикрытие плутократической политики. Дональд Трамп – кульминация этого процесса.

– Без имени, Теннесси

Полагаю, вопрос стоит так: в чем суть современной Республиканской партии – экономика ли это или политика белой идентичности?

Если это экономика, то следы ведут к Рейгану. Если это расизм – то начало положил Ричард Никсон.

Я склонен считать, что «южная стратегия» г-на Никсона, которая опиралась на расистские настроения населения, изначально просто была способом обманом заставить людей проголосовать за него. Но со временем приглашенная в партию кучка расистов изменила сам институт. Расизм все чаще становился целью, а не средством ее достижения.

– Без имени, г. Вашингтон

Экономика предложения была придумана, чтобы породить неравенство благосостояния, с которым мы сейчас сталкиваемся. А теория, которая это подкрепляла, создавалась, чтобы одурачить народ. В этом деле Республиканская партия преуспела выше всяких ожиданий.

Чем г-н Трамп отличается от республиканцев прошлого? Его экономическая политика призвана сделать богатых богаче, и он завоевывает симпатии рабочего класса благодаря телевизионным реалити-шоу, хотя ему нет до людей никакого дела. Такой человек в моих глазах выглядит республиканцем.

– Jeff, Иллинойс

Один из множества примеров иронии, с которыми мы сталкиваемся здесь, заключается в том, что г-на Трампа часто называют звездой реалити-шоу – развлекательной программы, которая далека от реальности. Поскольку новости и развлечения слились воедино, реальность в политическом дискурсе почти полностью сошла на нет.

– Без имени, Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
301
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
268
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
396
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
256

Другие новости