0
2201
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.02.2003 00:00:00

Поэты и этажи

Тэги: Казанцева, стихи


Елена Казанцева. Концерт (в двух отделениях): Стихотворения. - СПб.: Вита Нова, 2002, 158 с. (Варварская лира.)

Стихотворения бывают детские, полудетские и крепленые.

А бывают - стихи под гитару. Слушать их приятно, а читать чаще всего просто невозможно. Елена Казанцева тоже поет, поет хорошо, завоевывает какие-то там призы и считается известным бардом. Да только стихи она пишет первых трех сортов: детские, полудетские и крепленые. Но издана в бардовской серии, да и перед товарищами, наверное, неудобно, вот она и маскирует книгу стихов под сборник песен. И называется книжка "Концерт". И подзаголовок у нее: "В двух отделениях". И даже краткие вступления - типично концертные - предваряют почти каждое стихотворение.

Бесполезно. Сколько ни читай и ни пой с эстрады хорошие стихи, они не перестанут быть стихами. "Я не вымыла посуду. / Я и завтра мыть не буду. / К черту всякие дела! / Умерла - так умерла". Это, если следовать выбранной терминологии, скорее всего - полудетское. А вот, к примеру, детское: "У меня замерзли ноги, / я их - кошке под живот. / Были б кошки недотроги, / что б с ногами было? Вот!".

Второй ряд русской поэзии - Лебядкин, Хармс, Олейников, Глазков, Холин, Григорьев, список можно длить очень долго. Вот только женских имен в нем нет. Женщины-поэты попадают или в мейнстрим, к главной кормушке русской поэзии, где Ахматова и Цветаева, или уж в ряд третий или четвертый, а то и в пятый - к "несправедливо забытым".

А ведь упомянутый второй ряд - и так самый лучший. А уж быть там единственной (или почти единственной) женщиной и вовсе что-то запредельное. И дело тут не в так называемом юморе, тотальной иронии, дело в отношении к мейнстриму и читателю. Мейнстрим - для антологий, для филологов, для памятников и премий, но не для человека. Только по-настоящему гениальных авторов из мейнстрима - уровня в самом деле Ахматовой или Пушкина - можно читать для себя, для личного пользования. С пользой для здоровья и душевного равновесия. "Мне любить все равно кого - / каждый смертный любви достоин. / Я бы выбрала одного, / но один для меня - не воин". А это уже, как нетрудно догадаться, крепленое.

Насчет авторской песни. Она тоже формирует правильное отношение к великой русской поэзии. Скучное слушать не будут. Но вот чтобы было и не скучно, и по-настоящему хорошо - это уже удел немногих. И тут уже не до шуток. "Не хватит сил, и я с балкона / однажды прыгну навсегда, / чтобы с ночного небосклона / в меня не целилась звезда / и не пугала дальним светом, / быть может, мертвая уже┘ / Я б не хотела: быть поэтом / и жить на первом этаже". Поэты никогда не живут на первом этаже. Потому что, даже если они вывалятся случайно из окошка полуподвала, все равно - разобьются. Или полетят, что в принципе одно и то же, ибо любой полет сами знаете чем заканчивается. А вообще-то поэты обычно живут на предпоследнем этаже. Чтобы всех видеть (эпическая поэзия), но и чтобы соседи сверху могли время от времени заливать (лирика). Впрочем, хороший поэт - он на любом этаже поэт. Даже на втором.

Кстати, в серии "Варварская лира", где напечатана Казанцева, вышло уже немало книжек бардов, в том числе бардов довольно известных. Но бардов ведь не то что читать, их и слушать-то не всегда хочется, а Казанцева - случай особый.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
921
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1240
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
954
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
792

Другие новости