0
1596
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.03.2008 00:00:00

Вся неправда о Высоцком

Тэги: поэт, книга, персонаж, высоцкий


Илья Рубинштейн. Мы жили в семьдесят девятом: Рассказы и киноповести. – М.: Время, 2008. – 256 с.══

Что нового можно добавить к «высоцкиниане», состоящей в основном из многочисленных воспоминаний о поэте и барде? Очередную «сенсацию» о любовных связях и внебрачных детях, неопубликованную фотографию Высоцкого? Илье Рубинштейну в книге «Мы жили в семьдесят девятом» удалось сделать то, чего еще никто не делал. А именно – представить Владимира Семеновича не героем очередного «мемуара» (что невозможно по объективным причинам: Рубинштейн на 30 лет моложе Высоцкого и не был с ним знаком), а литературным персонажем.

Шаг смелый и даже рискованный, но кто сказал, что поэт принадлежит только своему поколению и говорить о нем могут лишь ровесники-шестидесятники? Как там у Вознесенского: «О златоустом блатаре рыдай, Россия. Какое время на дворе, таков Мессия»? Вот и пришло «время разговора о Высоцком и его времени языком детей Высоцкого. А именно – языком тех, кто на момент гибели поэта только вступал во взрослую жизнь, оканчивая школу, поступая в институт, уходя в армию. Языком поколения, для которого имя Высоцкого в 70-е годы прошлого века стало паролем непокорности и протеста┘ Впитывание песен Высоцкого, звучавших с затертых пленок «катушек» и кассет для юношества последней четверти XX столетия, являлось деянием, тождественным самой настоящей классовой борьбе. Борьбе за возможность делать жизнь не с героев пятилеток, покорителей БАМа и пятизвездочных генсеков, а с таких, как тот, чей хриплый голос во всей этой коммунарно-коммунальной камарилье жил сам по себе. Жил в свободном полете. Во всяком случае, так поколению казалось», – пишет в предисловии «Владимир Высоцкий как художественный персонаж» друг поэта, литератор и переводчик Давид Карапетян.

«Художественный» Высоцкий получился у Рубинштейна не совсем привычный, но все равно похожий на себя «документального». Даже если он носит другую фамилию – например, Владимир Семенович Вершинин, «от чьих песенок балдела вся страна» («почти криминальная быль» «Это был воскресный день┘»). Московский бард Вершинин по прозвищу Хрипатый приезжает с концертами в провинцию, где оперуполномоченному Сергею Кузьмичеву по прозвищу Кузьмич поручено подкинуть золотой самородок в ручную кладь гастролера. Опер заочно ненавидит Хрипатого: в одной из песен тот «назвал Кузьмича и всех его коллег мусорами», а за это слово Сергей «мог метелить подследственного часами». Казалось бы, печальный (для Вершинина) исход дела предрешен, но не зря твердят о волшебной силе искусства. Кузьмич встречает в аэропорту Хрипатого в компании своего друга-одноклассника Лешки, и песенные слова «Это был воскресный день,/ Но мусора не отдыхают –/ У них ведь тоже план – давай, хоть удавись!/ Ну а если перевыполняют,/ То их там награждают/ И на вес золота там вор – рецедивист!» почему-то кажутся не обидными, а смешными.

В «фантазии в стиле ретро» «Пять снов Николая Козырева» есть персонаж по имени Бард, чей внебрачный сын Козырь живет в школе-интернате: «О том, кто мой отец, мама рассказала мне за два дня до смерти. Уже в больнице┘ где пятнадцать лет назад отец дал единственный концерт, когда был у нас на гастролях со своим театром. В этой же больнице после концерта и выпивки с медперсоналом мама с отцом меня на скорую руку и удумали. В ординаторской. На топчане для осмотра пациентов». Летом 1980-го Козырь с приятелями отправляется в Москву к Барду и попадает на его похороны┘

Вероятно, такие вольные трактовки жизни и судьбы кого-то шокируют и даже обидят: как можно приписывать Высоцкому то, чего не было (даже если и могло быть). Но, во-первых, не забывайте, что перед нами художественная проза, автор которой имеет священное право художника заявить: «Я так вижу». Кроме того, описание вымышленных поступков и проступков литературного персонажа куда нравственнее газетных сплетен, перетряхивающих нижнее белье реального человека. Тем более настоящим отцом Козыря оказался истопник дядя Сеня: просто мама перед смертью придумала сыну «последнюю сказку. Чтобы после того, когда ее не станет, хоть что-то держало меня на плаву. Ведь одно дело узнать вдруг в двенадцать лет, что твой отец – одноногий истопник, и совсем другое – узнать то, что тогда в больничной палате узнал я. И дядя Сеня маму понял. И не обиделся на нее». На сказки не обижаются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1063
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
824
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
889
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
955

Другие новости