0
4531
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.05.2011 00:00:00

Достроить и обустроить свой "Замок"

Тэги: паткевия, битов


паткевия, битов Самое любимое и заветное – это то, на что не хватило сил.
Екатерины Богдановой

Инга Петкевич. Можно сказать – детский писатель. Детскими вещами она знаменита, детскую ее книжку и экранизировали в советское время. Помните? «Лесные качели», 1975 год. А еще она была женой прозаика Андрея Битова. Сейчас Инга Петкевич живет или в Питере, или на даче. Под Петербургом. Кто читал ее повести и идет к ней в гости, встречает знакомых персонажей. Улицы, ею описанные. Глухая, Южная, Инженерная... Но помимо детской и подростковой лирики вроде повести «Кукушкины дети» у нее есть «Плач по красной суке», роман сильный и страшный, как советская власть и как русская действительность, вот с него беседу с Ингой ПЕТКЕВИЧ и начали Екатерина БОГДАНОВА и Евгений ЛЕСИН.

Не слишком ли все страшно, безысходно и мрачно? Даже непохоже, в общем, на вас, на те вещи, к которым мы привыкли.

– Я не очень люблю «Красную суку». Это написано, чтобы не умереть от злобы. Написано будто не мной – во всяком случае, я не помню, как ее писала. Просто когда меня доставали, я кое-что под горячую руку записывала. И вот к началу «перестройки» образовалась изрядная куча, которую потом долго пришлось перелопачивать. Четыре издательства, которые по очереди брались напечатать рукопись, заплатив мне по 100% гонорара каждый, развалились. Таким образом, книга вышла с большим опозданием, когда ажиотаж вокруг антисоветской литературы пошел на убыль. Читатель как бы пресытился данной проблематикой. Однако книга выдержала три разных издания, и премию «Северная Пальмира» я за нее все-таки получила. Но самое главное – я получила большое моральное удовлетворение, потому что разом отделалась почти от всего груза отрицательного опыта, накопленного за годы советской власти.

И теперь, когда все вокруг сетуют о потере нравственности, идеалов и принципов, меня это больше не трогает. Я заметила эту потерю очень давно, когда советская власть казалась окончательной и незыблемой, и не только заметила, но даже изловчилась об этом написать, никак не надеясь на публикацию. Я не была диссиденткой и до перестройки не рискнула бы показать рукопись даже близким знакомым.

– Как вы познакомились с Битовым? Сколько вам тогда было лет?

– Познакомились мы в 1955 году. Мне было двадцать, а ему девятнадцать. Однажды ночью мы с подругой Галей (царствие ей небесное) отправились на Каменный остров воровать сирень. Набрали целые охапки и застряли возле разведенного моста. Тут склеили двух парнишек на маленьком «москвиче», которые этой ночью угнали папину машину и учились ее водить. Довезли эти парнишки нас до дома и записали на спичечном коробке мой телефон. Словом, через пару дней Андрей позвонил и пригласил покататься на машине. Поехали, и тут я поняла, что машину водить он не умеет. Мы глохли на каждом перекрестке, но каким-то чудом оказались за городом в районе Зеленогорска. Там, на бетонке, мы все-таки перевернулись в канаву. Какие-то пионеры, шутя, помогли нам вытащить помятую машину на дорогу, но в город в таком виде возвращаться было страшно. И мы еще пару дней хипповали, тогда и слова «хиппи» еще не было, а мы уже были хиппарями.

Словом, мы тогда загуляли, Андрея выгнали из института и забрали в армию. Я его провожала и ждала. Года через полтора мы поженились, и у нас родилась дочка Аня. Потом Битов стал писать, и я тоже попробовала.

– А писатели? С кем вы общались? С кем дружили? Кого любили?

– Знакома я была, наверное, почти со всеми писателями нашего времени. Общался же в основном Битов, а я накрывала столы. Битов очень общительный человек, и столов накрывать приходилось много. Но добрую половину моих собутыльников я больше никогда не видела, а вторая половина исчезла, как только Битов переехал в Москву.

Ну, в самом начале мы общались с «горняками» – было такое литературное объединение под руководством Семенова Глеба Сергеевича. Там были: Горбовский, Гладкая, Кушнер, Агеев, Тарутин, Кумпан, Королева, Веньковецкий. Все это очень талантливые и яркие поэты, и я была счастлива, что вдруг попала в такую замечательную компанию. Но каждый из них, как всякий поэт, был погружен сам в себя, и до меня им не было дела. Так что дружили мы в основном с Веньковецким. Потом появились прозаики: Вольф, Ефимов, Марамзин, Попов, Голявкин и многие другие. Но подружились мы в основном с Олегом Григорьевым, Вольфом, Драпкиной, а с Довлатовым дружила уже я одна.

В Москве мы тесно общались с Колей Рубцовым, Сапгиром, Холиным, Юзом Алешковским, который тогда писал замечательные песни. Потом Андрей тесно сошелся с Ахмадулиной и другими. Я же осталась в Питере.

– Вы упомянули Довлатова┘

– Я несколько раз отказывалась давать интервью о Довлатове. Один раз дала для телевидения, и мне это очень не понравилось.

Яркий, незаурядный талант. Колоритная, может, даже трагическая личность, достойная более глубокого анализа, чем просто анекдотическая трепотня о его пьянстве и прочих оригинальных выходках. Жаль, что он так рано ушел из жизни, очень жаль.

– В советское время вас экранизировали. Какие у вас были отношения с кино?

– До сих пор мне снятся кошмары о том, как я снимаю кино, и до сих пор безумно жалко времени и сил, которые я на него угробила.

На Высших сценарных курсах (1970–1972 годы. – Е.Б., Е.Л.) я была в самом расцвете сил и творческих возможностей и к кино относилась весьма небрежно. Мой мастер Метальников сказал: «Я помогу вам заработать денег на вашу прозу, но учтите, пока вы занимаетесь кино, вы не напишете ни строчки прозы». Я не поверила ему, а зря.

Я преклоняюсь перед режиссерами, которым удается согнать всю эту шоблу в одну кучу и заставить их делать, что ему требуется. Это редкие герои.

Большинство режиссеров изначально не знают, чего хотят. У любой кухарки больше здравого смысла. А сценарист им нужен только для того, чтобы им разрешили снимать, что им вздумается, ни капли не считаясь со сценаристом.

Я не видела двух своих картин – они уже не имели ко мне никакого отношения. И не сняла свою фамилию из титров, потому что мне бы тогда не заплатили денег.

– Что сейчас читаете? Что нравится?

– Недавно с большим интересом прочитала роман Пелевина «Т». Очень достоверная фантасмагория. Еще Басинского «Побег из рая» заставил задуматься о нелегкой участи писательских жен.

Читаю детективы Акунина. Очень лихо пишут многие наши женщины: Платова, Малышева, Дашкова.

– А Сорокин? Виктор Ерофеев?

– Кошмар, кошмар. И Татьяна Толстая с ее «Кысью» туда же. Ничем не оплаченный и не оправданный вы...бон. Про таких в народе говорят: «С жиру бесятся».

– Много у вас есть написанного и ненапечатанного?

– Не много, совсем не много. Куда больше ненаписанного. Самое любимое и заветное – это то, на что не хватило сил. Навряд ли мне удастся достроить и обустроить мой «Замок», который сейчас существует только в сырых набросках и в основном в моей голове.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
811
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
951
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
470
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
321

Другие новости