0
3246
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.07.2013 00:01:00

Кавказ, Прага и Озерлаг

Тэги: константин чхеидзе, жизнь


константин чхеидзе, жизнь

Константин Чхеидзе. Путник с Востока/ Сост., вст. статья, подг. текста, комментарии А. Гачевой. 
– М.: Книжница: Русский Путь, 2012. – 536 с.

Кавказ, горцы, легенды и мифы, рождавшиеся в неприступных горах, всегда составляли главный смысл его жизни. Даже вернувшись в 1955 году в ставшую родной Прагу после 10 лет, проведенных в заключении в Сиблаге и в Озерлаге, он первым делом попытался издать книгу сказок кавказских народов «Орлиная скала». И псевдоним взял соответствующий:  Аль – Костан. «Костан – это мое имя, как оно произносится в Кабарде. А.Л. – начальные буквы имени моего отца, Александра», – объяснял впоследствии Константин Александрович Чхеидзе.
Русский по матери, по отцу грузин, Чхеидзе с раннего детства жил на перекрестье самых различных культур, языков и верований. Благо родной Моздок давал для этого все возможности. «Кавказ, удивительно сочетающий в себе цветущие долины, жители которых мгновенно перенимают все завоевания культуры, с мрачными теснинами, где возможно встретить не только Средневековье, но подчас и пещерный период, – Кавказ как бы заключает в себе все времена и все письмена, оставшиеся от веков. Поэтому кавказцу легче, чем кому другому, понять и воспринять дух разных веков. Переезжая из современного города, расположенного на железной дороге, в горный аул, куда ведет вьючная тропа, он за несколько часов проделывает путь нескольких веков. Кавказ – музей мировой истории. В нем находятся древние скрижали, содержание которых еще предстоит разобрать», – писал Чхеидзе. И добавлял одну из самых сокровенных своих мыслей: «И, быть может, именно Кавказу предназначена великая судьба приблизиться к нахождению синтеза Запада и Востока».
Константин Алексеевич своей судьбой воплотил многое. В его жизни были и кадетский корпус, и Гражданская, когда он воевал в Кабардинском полке под началом легендарного горца, организатора антибольшевистского восстания Заурбека Даутокова-Серебрякова. После боя под Царицыном Чхеидзе вынес тело командира с поля сражения. Судьбе Заурбека впоследствии Чхеидзе посвятил свой роман «Страна Прометея». Константин Алексеевич прошел и исход из Крыма, и русский лагерь на продуваемом всеми ветрами греческом острове Лемнос, и жаркие споры о судьбах России в Праге, куда он чудом попал в 1923-м, после изнурительных работ в Болгарии. Там, в Чехии, он окончил юридический факультет Пражского университета и примкнул к евразийцам – ученым, отстаивавшим особый путь России, учитывающий и европейские, и азиатские особенности. В Чехии Чхеидзе и был арестован НКВД в 1945 году.
25-7-3-t.jpg
Горец, философ и эмигрант
Константин Чхеидзе.
Иллюстрация из книги
Еще одним страстным увлечением Константина Алексеевича стала «Философия общего дела» Николая Федорова. В учении автора, проповедовавшего воскрешение из мертвых, его особенно привлекала идея абсолютно совершенного и гармоничного общества. И, конечно, делом жизни для Чхеидзе была русская литература, которой он, без преувеличения, служил всю жизнь. Долгие годы Константин Алексеевич вел знаменитый кружок по изучению русской литературы при Русском народном университете в Праге. И все время размышлял над поисками ответов на вечные русские вопросы: какой должен был быть путь России и в чем состоит осмысление духовного опыта Кавказа в рамках российской и мировой истории. Причем Чхеидзе никак не мог разделить взгляды другого горца, также пражского эмигранта князя Эльмурзы Бековича Черкасского, сторонника полного и радикального отделения северокавказских народов от российской державы. Чхеидзе вне России Кавказ не мыслил. Его более привлекала позиция председателя Союза горцев Кавказа Ахмеда Цаликова, призывавшего «народолюбиво настроенную горскую интеллигенцию» соединиться во имя духовного возрождения.
Надо признать, что творчество Константина Чхеидзе, этого необыкновенно талантливого, яркого писателя и философа, прошло по какой-то касательной и не попало в «золотую обойму» наследия зарубежья. Наверное, одним из главных объяснений этому является публикация его произведений не на русском. Чхеидзе в свое время надоела возня с организацией публикаций в русскоязычных издательствах и газетах – свои большие работы, в том числе романы «Глядящий на солнце» и «Навстречу буре», он выпустил на чешском языке.
Писатель ушел из жизни в 1974-м, отдав последние годы жизни собиранию материалов, так или иначе связанных с именем Николая Федорова. Сегодня мы можем познакомиться с наследием Константина Алексеевича Чхеидзе, этого мыслителя и прозаика, человека, чувствовавшего пульс самых разных времен и народов. Книге предшествует фундаментальное предисловие Анастасии Гачевой. Здесь и проза, и зарисовки Гражданской войны на Кавказе и жизни в эмиграции, и литературные заметки, к примеру, о Велимире Хлебникове и Владимире Маяковском, и записки о творчестве безмерно любимого им Достоевского. Конечно, историков философии и общественной мысли привлекут статьи, связанные с евразийством и исследованиями советского общества. «Триада символов нашей веры: Россия, Любовь и Творчество», – писал Чхеидзе. Сегодня мы можем прикоснуться к его строкам.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
826
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
679
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
700
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
743

Другие новости