0
1310
Газета Маcскульт Интернет-версия

08.02.2001 00:00:00

Скучная история

Тэги: Курицын, Акунин, Сорокин, роман


Вячеслав Курицын. Акварель для Матадора. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб., Нева, 286 с.

Курицын написал роман. Точнее, даже не роман, а заявление о приеме в писатели. Заявление подписали Акунин и Пелевин. Для полноты не хватает Сорокина. Вместо него заместитель главного редактора издательства ОЛМА-ПРЕСС предупреждает, что продажа этого страшного произведения лицам, не достигшим 18 лет, запрещена. Заявление можно было бы счесть рекламной шуткой, однако издательство действительно испугалось и весь тираж книги отправило запечатывать в целлофан.

А вот если бы вообще запретить книгу, то роман бы идеально выполнил свою роль, став бы чистым жестом.

Ведь текст в данном случае не важен. Для Курицына главное - стратегия, манифестация себя в качестве писателя, ибо что может быть желаннее статуса запрещенного писателя?!

К восприятию "модного критика" в ранге "беллетриста" публика уже подготовлена. В статьях и эссе бывший апологет постмодернизма иначе себя и не называет. При любом удобном случае он не преминет заметить, что "писателю нужно бывать в разных местах", или на празднике "Нового мира" в музее Цветаевой, наблюдая за толкотней приживальщиков музея у стола с выпивкой и закуской, подумает, что хорошо бы роман о них написать. С убийством, разумеется, в основе сюжета.

Курицын мастерил свою "Акварель для Матадора" с прицелом на массового читателя. Хотел сделать супербульварное чтиво, стремился "перепапить" доценок и конецких вкупе с бушковыми, выжать из жестокого боевика все, что можно. И чего нельзя. Чтобы уж дальше некуда. Мат так мат, драки так драки (то есть "мочилово", описанное с экспрессией кича), эротика - так порно, наркотики - так акварель. Кушайте на здоровье. Я вам изображу и как шахматного коня в анус вставляют, и как "жаб" пользуют на рокерской гастрольной барже, и как кокаин потребляют, и как неграм челюсти крушат.

Что и говорить, писательский (и читательский) опыт, накопленные впечатления (отчасти уже прошедшие проверку в эссеистике) использованы по полной программе. Но роман - это не эссе. Спасительная рефлексия, ироничная дистанция между повествователем и героем, автором и происходящим и другие вполне симпатичные черты критико-публицистических текстов Курицына тут не работают.

Вместо этого закономерно начинает работать психоанализ, то есть отовсюду выпирает обнаженное намерение писателя. И чувство юмора начинает изменять - "Люди лунного света" - как назвал их Жванецкий" - и, правда, смешно.

Может быть, Курицын и рад "играть с дискурсом" российского боевика - да не знает как.

И уже Курицыным рассказанная история про новый наркотик акварель, и боевые похождения фээсбэшника Матадора с его любовью к провинциальной девушке Арине, приехавшей в Москву за славой и впечатлениями, и ходульно-обязательная сюжетная канва с битвой силовых ведомств за власть и рынок (наркотиков, понятное дело), и любимые курицыновские идеи о легализации легких наркотиков, и стеб а-ля Пелевина на тему потребления кокаина советскими чекистами или же вокруг экзотических обрядов африканских племен - все это прежде всего скучно.

Не думаю, что он добивался этой эмоции, но эпатажного заряда хватает ровно на половину романа. А после того как все уже сказано, постельные сцены, наркотическая богема, клубная тусовка описаны - начинается нудное и механическое сведение сюжетных концов с концами.

Разумеется, в финале побеждает любовь. Матадор совокупляется с Ариной, а Курицын изощряется в жанре эротических этюдов, то есть предлагает читателю свои стилистические экзерсисы описания коитуса.

Ключевым же для авторской концепции (или стратегии) можно считать один из эпизодов романа: описание "тошнотворного шоу". Шоу, прямо скажем, нехитрое. Участников двое - мужчина и женщина. На протяжении 66 минут он непрерывно ест. Из ее рук. А после кормления она раздевается, он на нее блюет, и они сливаются в объятиях. В зале смех и крики восторгов. Автор этой замечательной постановки идет к выходу и не без удовольствия думает про себя: "Какая мерзость".

Ладно бы мерзость - тоска! Грусть, уныние и угрызения совести.

Сорокину недавно Курицын посоветовал преодолевать постмодернизм сочинением "занимательных историй". И правильно. Вот если б он сам прислушался к собственному совету и написал тоже что-нибудь занимательное. Лучше бессюжетное. Или невинное, как "Курочка Ряба".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1234
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
925
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1032
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1092

Другие новости