0
1237
Газета Печатная версия

09.04.2003

К другим планетам должен лететь человек

Тэги: космос, марс, экспедиция, григорьев

Изучение различных аспектов длительного межпланетного полета началось в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) еще во второй половине 1960-х годов. Тогда специалисты НПО "Энергия" начали разработку по проекту Сергея Королева наземного экспериментального комплекса института, предназначенного для испытания перспективных систем жизнеобеспечения (СЖО) тяжелого межпланетного корабля для полета на Марс и Венеру. Параллельно был проведен первый эксперимент с работой экипажа в гермообъеме на протяжении года. Насколько сегодня реальна перспектива полета на Марс космического корабля с экипажем на борту? Об этом рассказывает директор ИМБП, академик Анатолий Григорьев.

- Анатолий Иванович, какие факторы полета к Марсу и обратно представляют с медико-биологической точки зрения наибольшую опасность для космонавтов?

- Таких специфичных факторов пилотируемого межпланетного полета несколько. Автономность существования экипажа, невозможность в случае необходимости допоставки каких-либо грузов с Земли и изменения состава экипажа - главные действующие факторы во время марсианской пилотируемой экспедиции.

В связи с задержкой прохождения информации на срок до 40 минут существенно изменятся взаимоотношения экипажа и наземных центров управления, которые уже не смогут полноценно управлять полетом. На первый план выдвигается проблема самостоятельности оценки ситуации самим экипажем.

Радиационная обстановка на траекториях межпланетных перелетов и на поверхности Марса значительно более сложна и опасна для здоровья, чем в длительных околоземных орбитальных полетах. Радиационными источниками при этом являются радиационные пояса Земли, галактические и солнечные космические лучи.

Серьезную опасность для здоровья космонавтов может представлять невесомость. Несмотря на то что она изучена достаточно хорошо, существует принципиальное отличие межпланетной экспедиции от полета на околоземной орбите. Дело в том, что после очень длительного перелета экипаж будет активно работать на Марсе под действием гравитации, хоть и в три раза меньше земной. А такого времени на адаптацию, которое имеют сегодня возвращающиеся на Землю космонавты, у них не будет.

- Разработаны ли в ИМБП способы решения этих проблем?

- Для обеспечения радиационной безопасности на корабле потребуются аппаратура радиационного мониторинга и индивидуальной дозиметрии, физические средства защиты (радиационное убежище, защита с помощью создания физических полей), использование локальной защиты критических органов и фармакологических средств в случае повышенных уровней облучения.

Поддержание здоровья экипажа потребует наличия врача в составе экипажа, новой диагностической аппаратуры, позволяющей получать информацию на клеточном и субклеточном уровне, информационных экспертных систем по диагностике и лечебным процедурам и собственно средств оказания медицинской помощи.

Существующая система психологического обеспечения околоземных космических полетов также будет взята за основу при решении задач психологического обеспечения полета на Марс. Перспективный подход - автоматизация методов тренировки операторов в сочетании с оценкой психофизиологической цены их профессиональной деятельности.

Другим принципиально важным и перспективным направлением при подготовке полета на Марс является использование искусственной силы тяжести. Использование центрифуги могло бы помочь космонавтам заранее подготовиться к встрече с измененной и земной гравитацией. Такие исследования проводятся в ИМБП уже в течение многих лет.

- Сколько потребуется вашему институту времени и средств, чтобы разработать и построить эффективную систему жизнеобеспечения марсианского экипажа на все время экспедиции к Красной планете?

- По нашим оценкам, потребуется не менее 12-15 лет.

Для примера можно привести полный, но не исчерпывающий перечень медико-биологических задач при подготовке марсианской миссии: отбор и подготовка экипажа (состав, критерии отбора, распределение функций, взаимозаменяемость, кросскультуральная подготовка, обучение методам саморегуляции своего состояния и т.д.); организация деятельности экипажа на борту и взаимодействие с наземными службами (режим труда и отдыха, эргономические проблемы, правовые и морально-этические нормы и т.д.); поддержание психической работоспособности экипажа; медицинский контроль и поддержание здоровья экипажа; поддержание физической работоспособности экипажа; создание оптимальной среды обитания (физические аспекты, микробиологические и токсикологические аспекты, проработка принципиальной схемы СЖО, создание автоматизированной системы управления газовой средой и т.д.); обеспечение радиационной безопасности; санитарно-гигиеническое обеспечение; проблема питания и водопотребления в полете; обеспечение деятельности на поверхности Марса.

По предварительной оценке специалистов, объем затрат на выполнение этих работ с учетом подготовки медико-биологической программы полета может составить сумму порядка полутора миллиарда долларов.

- Способна ли Россия осуществить медико-биологическое обеспечение подготовки и проведения экспедиции к Марсу исключительно за счет собственных научно-технических и экономических ресурсов?

- Несомненно, все предпосылки для решения этой задачи имеются. В этом отношении весьма полезным будет опыт создания и эксплуатации системы медико-биологического обеспечения на орбитальной станции "Мир", доказавшей свою эффективность и надежность в длительных орбитальных полетах, сопоставимых по длительности с марсианской экспедицией.

Мы имеем уникальную стендовую базу и опыт проведения исследований по моделированию длительного воздействия различных факторов космического полета на организм человека.

Существует высококвалифицированный коллектив, обладающий необходимым опытом и навыками, позволяющими успешно решать поставленные научные задачи.

Имеются отработанные связи по кооперации, позволяющие готовить и проводить орбитальные космические полеты длительностью до 438 суток без вреда для здоровья человека. Есть понимание, какие научные и технологические организации необходимо еще привлечь для оценки воздействия специфических факторов марсианской миссии на экипаж и разработки принципиально новой организации жизнедеятельности экипажа в длительном межпланетном полете.

Первые один или несколько пилотируемых полетов на Марс мы предполагаем провести на основе обкатанных на "Мире" физико-химических регенеративных СЖО. Для последующих межпланетных полетов, несомненно, будут разработаны замкнутые гибридные СЖО, сочетающие физико-химические и биологические компоненты, а также биологические СЖО.

Так что, учитывая сравнительно меньшие затраты на реализацию космической программы России и планируемые правительством перспективы экономического развития страны, подготовка марсианской миссии в принципе может быть осуществлена за счет собственных сил и средств. Хотя, безусловно, мы прекрасно понимаем, что готовить и реализовывать такой проект вместе с другими странами было бы гораздо более целесообразно в плане снижения его стоимости, сокращения сроков подготовки, возможности использовать многое из того, что есть у них.

На мой взгляд, первый экипаж должен быть интернациональным, представлять все нации Земли, именно поэтому заинтересованные в полете страны будут иметь возможность внести свой вклад в осуществление этого проекта.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Индия догнала в космосе США, Китай и Японию

Индия догнала в космосе США, Китай и Японию

Андрей Ваганов

Запущенный разведывательный спутник будет всевидящим оком вооруженных сил страны

0
1191
«Главный наземщик» королёвского КБ

«Главный наземщик» королёвского КБ

Александр Песляк

К 100-летию со дня рождения Анатолия Абрамова

0
2365
Спасут ли военный авиапром 76 истребителей Су-57

Спасут ли военный авиапром 76 истребителей Су-57

Владимир Мухин

Массовому производству новейших боевых самолетов могут помочь экспортные контракты

0
3027
Хьюстон, у нас проблемы!

Хьюстон, у нас проблемы!

Денис Писарев

Почему Путин летит в Казань, а Минниханов - в Техас?

1
3652

Другие новости

Загрузка...
24smi.org