0
25317
Газета Интернет-версия

08.11.2016 00:01:00

Углеводороды Каспия разочаровывают

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: углеводороды, каспий, прогнозы, экспорт, добыча


углеводороды, каспий, прогнозы, экспорт, добыча Современная платформа для глубоководной добычи сырья в Каспийском море. Фото Reuters

Октябрь текущего года может стать переломным для нефтяной отрасли Казахстана, который возобновил промышленную добычу нефти на месторождении Кашаган. С освоением данного месторождения власти страны по-прежнему связывают большие надежды в решении социально-экономических задач и наполнении бюджета. Однако начало работ на данном месторождении вряд ли переломит общую ситуацию, которая складывается в последние годы в Казахстане в сфере нефтедобычи. Согласно прогнозам на 2016 год, добыча нефти в Казахстане должна достичь 74–75 млн т, при том что в 2013 году страна добыла 81,8 млн т. Определенные сложности испытывает Азербайджан, где в последние годы добыча нефти колеблется на уровне 42–43 млн т нефти. В 2013 году страна добывала 43,1 млн т, а в 2015 году добыча составила 41,6 млн т. Более стабильной выглядит ситуация с добычей газа в Туркменистане, но и здесь существуют свои трудности, которые могут затормозить темпы освоения месторождений.

За снижением объемов добычи в «новых» прикаспийских государствах Азербайджане, Казахстане и Туркменистане скрываются фундаментальные проблемы, которые уходят своими корнями в начало 90-х годов прошлого века. После распада СССР страны региона столкнулись с экономическими проблемами, решение которых напрямую связывали с ростом добычи нефти и газа. Кроме этого, большое внимание уделялось строительству новой инфраструктуры, необходимой для экспорта углеводородных ресурсов на внешние рынки. С увеличением добычи углеводородных ресурсов и их последующим выходом на мировые рынки страны Каспийского региона связывали надежды на повышение энергетической безопасности, решение социально-экономических вопросов и укрепление государственных институтов власти. В достижении этих целей они получили поддержку со стороны западных государств и нефтегазовых компаний, которые приняли активное участие в продвижении новых проектов добычи и экспорта углеводородов.

Наличие значительных объемов запасов нефти и газа на каспийских месторождениях, которые стали называть «вторым Кувейтом», привело к появлению многочисленных прогнозов добычи, которые базировались на общем потенциале углеводородных ресурсов стран региона. При этом большинство представленных оценок возможных объемов добычи были завышены. Все сомнения о наличии фантастических запасов углеводородных ресурсов на Каспии, и тем более темпов их добычи, в расчет не брались. Более того, прикаспийские страны, не дожидаясь окончательного решения по международно-правовому статусу Каспийского моря, спешили установить контроль над своими «секторами», привлекая к решению этой задачи зарубежный нефтегазовый капитал. В целом преувеличенные данные по запасам месторождений и новые проекты экспортных трубопроводов использовались прикаспийскими странами для привлечения к себе дополнительного внимания западных государств и нефтегазовых компаний. В итоге фактор углеводородных ресурсов скорректировал политику прикаспийских стран, сказался на выборе маршрутов поставок нефти и одновременно превратил Каспийский регион в клубок противоречивых интересов внерегиональных государств. Основная борьба за выбор будущих маршрутов транспортировки нефти и газа развернулась между Россией и западными странами, которые оказывали сильное давление на страны региона.

Политизация проблем запасов углеводородного сырья и его экспорта позволила прикаспийским государствам привлечь инвестиции зарубежных нефтегазовых компаний. Итогом этого стало многократное увеличение добычи углеводородов и реализация проектов экспортных трубопроводов. Полученные за счет этого ресурсы позволили стабилизировать ситуацию в социально-экономической сфере и укрепить государственные институты. В то же время дополнительные объемы каспийских углеводородов не оказали заметного влияния на мировой рынок нефти и газа. Отсутствовал устойчивый спрос на дополнительные объемы нефти и газа, которые предполагали добывать прикаспийские страны. Кроме того, сказывались отсутствие необходимой инфраструктуры и политическая нестабильность в странах, через территорию которых должен был осуществляться экспорт. 

Попытки стран Каспийского региона увеличить поставки углеводородных ресурсов на внешний рынок не всегда соответствовали интересам западных стран и нефтегазовых компаний, которые оказали большое влияние на темпы разработки месторождений на Каспии и реализацию трубопроводной инфраструктуры в регионе. Проводимая государственными структурами США и ЕС энергетическая политика на Каспии преследовала геополитические цели, связанные с трансформацией постсоветского пространства, переориентацией прикаспийских государств на интересы западных стран. В решении этих задач углеводородным ресурсам и маршрутам их транспортировки отводилась ключевая роль.

Кроме того, ЕС и в меньшей степени США не испытывали острой необходимости в каспийских углеводородах. Диверсификация поставок нефти и газа для стран региона выступала инструментом давления на Россию и переориентацию политики прикаспийских государств, которых подталкивали к созданию новых экспортных маршрутов. В целом эта задача была решена. На западном побережье Каспия США инициировали реализацию нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровода Баку–Эрзурум. Переориентация поставок нефти и газа Азербайджана на западное направление рассматривалась США и ЕС в качестве ключевой задачи.

На восточном побережье США поощряли переориентацию экспорта туркменского газа с российского направления на Китай, не препятствуя укреплению энергетического сотрудничества Астаны и Ашхабада с Пекином. В свою очередь, Китай реализовал проекты трубопроводов, обеспечивших ему прямые поставки нефти и газа из прикаспийских государств. Проложив газопровод из Туркменистана, Китай нарушил давнюю монополию России на экспорт природного газа и усилил свои позиции в этой прикаспийской стране и в регионе в целом. Пекин занял ключевые позиции, выступая в качестве одного из основных источников инвестиций, поставщика услуг и, главное, покупателя каспийских углеводородов. Помимо формирования новой инфраструктуры Китай решал задачу геополитического закрепления в Каспийском регионе и Центральной Азии. Пекин пытался ограничить влияние западных стран и России, которая посредством интеграционных проектов ставила задачу сохранить свою роль в Каспийском регионе и Центральной Азии. Соответственно этим объясняется негативное отношение Китая к Евразийскому экономическому союзу, который позволил России не допустить ослабления отношений с Казахстаном и Киргизией.

Вопросы дальнейшего расширения энергетического сотрудничества с прикаспийскими странами Пекин рассматривает через призму своего текущего экономического развития и реализации долгосрочных интересов на евразийском пространстве. В свою очередь, китайское направление остается приоритетным для Туркменистана и Казахстана, которые по-прежнему уделяют повышенное внимание поставкам углеводородных ресурсов в Китай, пытаясь расширить географию экспортных поставок.

Пекин сформировал в регионе новую трубопроводную инфраструктуру, которая подчинена его долгосрочным интересам. Газопровод Туркменистан–Китай закрепил поставку газовых ресурсов, расположенных на восточном побережье Каспийского моря в китайском направлении. Мощность трубопровода достигла 65 млрд куб. м, что в среднесрочной перспективе снизило вероятность участия прикаспийских государств альтернативных проектах – трубопроводов, идущих в западных направлениях. В то же время в последние годы все отчетливее проявляется сырьевая зависимость прикаспийских стран к потребностям китайской экономики. Так, в 2016 году реализация четвертой ветки газопровода была приостановлена. Изменение планов по наращиванию мощности трубопровода свидетельствует о корректировке Китаем своей энергетической политики в отношении углеводородных ресурсов Каспийского региона.

Реализация китайской энергетической стратегии в прикаспийских странах характеризуется усилением присутствия в перспективных месторождениях. Пекин стремится заключать соглашения о сотрудничестве в разработке, освоении и совместном владении месторождениями, тем самым осуществляя политику диверсификации источников углеводородных ресурсов. Кроме того, в Пекине пристально следят за политическим диалогом прикаспийских и центральноазиатских стран с Западом, который, в свою очередь, через трубопроводные проекты намерен не только вывести прикаспийские страны из-под влияния России, но и ограничить китайский фактор. 

Углеводородные ресурсы Каспийского региона по-прежнему будут оставаться в фокусе внимания Китая. Пекин сосредоточил свои геополитические усилия на восточном берегу Каспия и в решении долгосрочных задач нацелен на углубление отношений с Казахстаном и Туркменистаном в сфере поставок углеводородного сырья. Кроме того, страны Центральной Азии рассматриваются Пекином в качестве стратегического тыла в вопросах безопасности энергетики, создания новых рынков сбыта, получения безопасного и надежного доступа к углеводородным ресурсам.

Спустя 25 лет после изменения геополитической ситуации в Каспийском регионе углеводородный потенциал по-прежнему находится в центре пристального внимания прикаспийских стран и внерегиональных государств. Однако сложившаяся в последние годы ситуация с уровнем добычи нефти и газа в Каспийском регионе, а также реализация проектов экспортных трубопроводов свидетельствуют об отсутствии предпосылок для наращивания добычи углеводородных ресурсов в регионе в ближайшие годы. Ключевой задачей для прикаспийских государств выступает сохранение нынешнего уровня добычи и недопущения их падения. 

Вопросы добычи и экспорта углеводородных ресурсов остаются основным камнем преткновения в переговорном процессе относительно международно-правового статуса Каспийского моря. В значительной мере отсутствие решения по статусу Каспия обусловлено вмешательством международных нефтегазовых компаний и давлением западного капитала.

Динамика добычи и экспорта углеводородных ресурсов в Каспийском регионе по-прежнему характеризуется высокой степенью неопределенности. Это связано с географической удаленностью региона, которая снижает возможности для выхода каспийских углеводородов на внешний рынок, а также политической нестабильностью в странах, через которые должны проходить будущие трубопроводы. Кроме того, на энергетическую политику стран региона сильное влияние оказывают западные государства и Китай, которые жестко увязывают темпы освоения углеводородных месторождений Каспия с собственными интересами.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
481
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
599
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
509
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
414

Другие новости