0
3187
Газета Интернет-версия

26.10.2006 00:00:00

Клио под обстрелом

Тэги: брачев, травля русских историков


Виктор Брачев. Травля русских историков. – М.: Алгоритм, 2006, 320 с.

В России что ни наука – то модель политики. Те же методы борьбы, те же противостояния. В литературе – архаисты и новаторы. В философии – западники и славянофилы. В истории – государственники и либералы. Книга Виктора Брачева – новый этап давнего спора славян между собою. Автор убежден: многие видные историки-патриоты в России оболганы политиканствующими дилетантами. Пора, по его мнению, вступиться за поруганную честь ученых – и живых, и мертвых. И Брачев с дотошностью биографа и экспрессией публициста приоткрывает страшные страницы «травли».

Страницы эти полны жутких подробностей. Перво-наперво автор наносит удар по большевикам-интернационалистам 20-х годов. Изничтожали они, грезя мировой революцией, старые академические кадры, состоявшие по большей части из монархистов. Главной жертвой антирусского террора на историческом фронте стал Сергей Федорович Платонов. Отсидевший в тюрьме, поносимый прессой и коллегами-ренегатами, 73-летний академик умер в ссылке; некоторые его ученики были расстреляны. Не просто за антисоветчину, но за русский патриотизм, уточняет Брачев.

Сложнее обстояло дело с Евгением Викторовичем Тарле. Сын богатого еврея-торговца из Киева тоже, на беду свою, оказался великорусским державником. За что при большевиках поплатился ссылкой. Впрочем, недолгой: Тарле, напоминает нам Брачев, успешно «сотрудничал» со следствием. К тому же на дворе были уже 30-е, в воздухе снова запахло империей. Главным советским имперцем (как в России 1830-х – главным западником) был сам правитель государства. Создалась уникальная ситуация: официозный журнал «Большевик» нещадно клеймил «типичного представителя буржуазной историографии», Сталин же методично награждал его орденами и премиями. Книги Тарле о Наполеоне и Талейране, говорят, были у вождя настольными. Даже когда в начале 50-х академика вновь попытались обвинить – на сей раз в принижении роли Кутузова в войне 1812 года, – тут же последовал строгий хозяйский окрик┘

Третий персонаж книги – ныне здравствующий Игорь Яковлевич Фроянов, крупный специалист по Древней Руси, в недавнем прошлом декан истфака СПбГУ. Тут в книге кончается взвешенный биографический очерк и начинается этакая передовица в духе «Советской России». Затравили злые либералы маститого ученого, замордовали его в печати за якобы мракобесие и шовинизм, и в конце концов Фроянов вынужденно покинул университет┘ Анафемы либералам с эзотерическими фамилиями и незаконченным высшим образованием так и гремят. Статьи патриотов в защиту Фроянова цитируются пространно и с почтением; «пасквили» демократов – с ремарками типа «не так!», «врешь!». В общем, нормальная такая, жесткая публицистика в исконно русском жанре «доколе?»

Ответ историков-либералов на книгу Брачева будет, наверное, называться «Черносотенный погром в храме Клио». Бедная муза, вечно она под обстрелом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
706
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
1204
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
985
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
1009

Другие новости