0
214
Газета Экономика Печатная версия

26.06.2025 20:36:00

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

Тэги: кабмин, отчет, обновление общественного транспорта, фас, состояние конкуренции, потребительская инфляция, соглашения с торговыми сетями

Online версия

кабмин, отчет, обновление общественного транспорта, фас, состояние конкуренции, потребительская инфляция, соглашения с торговыми сетями Фото сайта government.ru

Правительство РФ на заседании в четверг отчиталось о мерах по обновлению общественного транспорта. А также заслушало отчет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции за 2024 год. Глава ведомства Максим Шаскольский попросил премьера РФ Михаила Мишустина согласовать внесение в правительство проекта нового национального плана развития конкуренции в РФ на 2026–2030 годы до конца июля. Антимонопольная служба сообщает о стабилизации цен на потребительские товары за счет заключения с торговыми сетями соглашений об уровне наценок.

Для обновления общественного транспорта в стране предусмотрено сразу несколько программ: льготный лизинг с субсидированием, использование специальных казначейских кредитов, а также использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), напомнил в четверг Михаил Мишустин. Кроме того, начиная с этого года работа идет и в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». «В результате существенно нарастили темпы обновления общественного транспорта. Только в прошлом году направили 73 российским субъектам более 8 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов», – рассказал на заседании премьер-министр.

В этом году на субсидирование льготных кредитов по развитию городского электрического наземного транспорта власти выделят 4 млрд руб. Средства направят в Волгоградскую, Курскую, Липецкую, Нижегородскую, Ростовскую, Саратовскую и Ярославскую области, а также в Краснодарский и Пермский края. За три года на эти цели будет выделено 12 млрд руб., а до 2042 года – почти 42 млрд.

Среди дополнительных мер поддержки российских регионов – развитие инфраструктуры в Крыму и Севастополе. «Для социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополь реализуем соответствующую государственную программу, благодаря которой были построены сотни важнейших объектов. Среди них – инженерные сети, автомобильные и железные дороги, включая трассу «Таврида», и мост через Керченский пролив. В текущем году финансирование мероприятий в рамках государственной программы развития Крыма и Севастополя уже превысило 112 млрд руб. Сегодня направим на них еще около 3 млрд руб.», – сообщил глава правительства.

Основной же темой заседания в четверг стал отчет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в стране. Значительная его часть посвящена деятельности ведомства по контролю над ценами по различным потребительским товарам и услугам. Как напомнил глава ФАС Максим Шаскольский, его ведомство по поручению правительства ведет постоянный контроль за ценообразованием на социально значимые товары с помощью мониторинга цен и наценок торговых сетей.

Как уточняется в докладе ведомства, продолжают развиваться «механизмы стабилизации цен на товарных рынках социально значимых товаров». Под такими механизмами как раз и понимаются различные мониторинги, которые проводит ведомство. К примеру, поясняют там, ввиду роста цен на куриные яйца в конце 2023 года ФАС был организован постоянный мониторинг крупнейших производителей, по результатам которого в 10 субъектах РФ были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. «А в связи с ростом цен на хлеб и сливочное масло был организован мониторинг информации о планируемом повышении оптово-отпускных цен участниками соответствующих товарных рынков с указанием причин такого повышения с целью установления его обоснованности», – следует из доклада. Кроме того, правительство приняло разработанное ФАС постановление, запрещающее торговым сетям взимать с поставщиков масла и яиц вознаграждение за приобретение определенного объема товаров, продолжает Шаскольский.

Среди других мер контроля за ценами: «повышение социальной ответственности производителей и торговых сетей на высококонкурентных рынках», «анализ ситуации на каждом участке товаропроводящей цепи». Кроме того, по состоянию на июнь в 67 регионах действуют соглашения о стабилизации цен на потребительские товары. «Анализ эффективности соглашений говорит о том, что в регионах, где они заключены, индекс потребительских цен по товарам, в отношении которых они действуют, ниже, чем в соседних регионах, где такие соглашения не заключались», – подчеркивает Шаскольский.

Как отмечает глава ведомства, принимаемые меры стабилизируют цены на социально значимые товары и повышают их доступность для граждан. «Количество обращений граждан по вопросам роста цен на продукты питания по итогам 2024 года по сравнению с 2023-м снизилось в 1,7 раза и более чем в 17 раз по сравнению с 2022 годом», – отчитался на заседании глава ФАС.

Контроль ведется и за динамикой цен на лекарства. «По лекарственным препаратам регулирование и контроль цен ведется в отношении препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», – пояснил глава ведомства. По результатам 2024 года были снижены цены на 820 позиций в среднем на 16%.

На особом контроле ФАС и обеспечение сельхозтоваропроизводителей топливом по доступным ценам. «В случае необоснованного роста цен принимаем меры антимонопольного реагирования. Динамика изменения розничной цены с начала 2025 года на автомобильный бензин АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо не превышает уровень инфляции», – указал Шаскольский.  

В ФАС также подчеркивают, что для авиакомпаний закрепили обязанность разработать коммерческие политики в части ценообразования на авиабилеты. В отчете ведомства указывается, что за последний год средневзвешенная стоимость перевозки одного пассажира в салоне экономкласса на внутренних рейсах увеличилась на 14%, до 9,6 тыс. руб. «В целях обеспечения доступности перелетов для граждан как по цене, так и по наличию авиабилетов ФАС России согласованы коммерческие политики в части ценообразования АО «Авиакомпания «Сибирь» и ПАО «Аэрофлот». Согласно политике АО «Авиакомпания «Сибирь», доля продаж авиабилетов ниже экономически обоснованного тарифа составляет 63–68%, ПАО «Аэрофлот» – 70–80%. По максимальному тарифу оба крупнейших перевозчика продают не более 2,5% билетов», – следует из документа.

Представитель ФАС отчитался правительству и о том, что крупнейшим маркетплейсам в прошлом году были выписаны предупреждения за навязывание невыгодных условий взаимодействия, в том числе в части тарифов, штрафов и за непрозрачный механизм участия продавцов в автоакциях. «В данный момент мы изучаем на предмет соответствия антимонопольному законодательству действия компаний по предоставлению скидок на товары уже за собственный счет, так как в среднесрочной перспективе существуют риски окончательной монополизации данного рынка с соответствующими негативными последствиями как для покупателей, так и для продавцов», – указал Шаскольский.

При этом по итогам 2024 года доля маркетплейсов в общей структуре российского рынка электронной коммерции достигла 64%, следует из данных ФАС. «Годом ранее она составляла 56%, а в 2019 году – 23%. Вместе с тем вклад независимого e-commerce (рынок онлайн-продаж через собственные каналы и нишевые маркетплейсы) сократился с 77% в 2019-м до 36% в 2024 году», – отмечают в ведомстве.

В том же докладе ФАС говорится и об общей динамике численности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ. Так, всего на начало этого года в РФ было зарегистрировано 6,59 млн субъектов МСП, из которых 4,33 млн человек – это индивидуальные предприниматели (ИП), 2,26 млн – юрлица.

Однако сокращается количество вновь созданных субъектов МСП. На 10 января 2025 года количество вновь созданных субъектов МСП составило 1,16 млн единиц (0,23 млн юридических лиц и 0,93 млн ИП), что ниже предыдущего периода на 0,04 млн единиц (количество юрлиц сократилось на 0,03 млн единиц, а ИП – на 0,01 млн единиц), сообщают в ведомстве.

В тоже время наблюдается увеличение количества рабочих мест, создаваемых малыми и средними компаниями. «По итогам третьего квартала 2024 года численность работников субъектов МСП составила 19,77 млн человек, что является самым большим значением по сравнению с данными третьих кварталов 2019 – 2023 годов», - отмечают в ФАС. Прошлые годы, численность занятых в МСП, наоборот, снижалась. Так, в 2019 году количество наемных работников в МСП составляла 18,98 млн человек, в 2023-м – 18,5 млн. При этом наибольший прирост числа работников в прошлом году наблюдался в сфере общепита, здравоохранения и строительства зданий, а наибольшее сокращение – в сфере оптовой и розничной торговли, уточняют в ФАС.
Выручка у малого и среднего бизнеса также увеличивается. Так, по итогам 2024 года среднемесячный объем выручки у микропредприятий составил 1,7 трлн руб, у малых – 0,6 трлн, у средних – 0,2 трлн. Средняя выручка на один субъект МСП выросла на 11,2%, что выше годовой инфляции, отмечают чиновники.

По данным ФАС, наиболее популярная сфера деятельности МСП – это розничная онлайн-торговля (преимущественно маркетплейсы, здесь сосредоточено свыше 356,2 тыс организаций). На втором месте - деятельность автомобильного грузового транспорта (259,5 тыс) и строительство жилых и нежилых зданий (232,4 тыс компаний).

В России ситуация с конкуренцией неоднородная, говорят эксперты «НГ». «В IT, сфере услуг, розничной торговле конкуренция высокая, особенно среди компаний малого и среднего бизнеса. В сырьевых отраслях, топливно-энергетическом комплексе, банковском секторе – монополия или олигополия. Растет число самозанятых и МСП, но важен не количественный рост, а их доля в ВВП, а она не очень высока примерно 8-9%», - отмечает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. Причины роста самозанятости также не всегда позитивы. «Это может быть сокращение рабочих мест, новые предприятия могут открываться в менее маржинальных сферах деятельност - серийные услуги и торговля, а высоко маржинальные сферы IT, электроника, промышленность – барьеры для входа высокие. И именно таких новых предприятий не хватает», - продолжает эксперт.

«Некоторые отрасли характеризуются завышенным спросом и низким уровнем качественного предложения. В частности, например, это рынок доступной и качественной недвижимости. На рынках монополистической конкуренции появляется все больше значимых факторов конкуренции: это не только качественные характеристики товаров/услуг, но и репутация, бренд, способы сбыта, доставка, гарантийное и постгарантийное обслуживание, для сложно технических товаров контракт жизненного цикла и другие факторы, формирующие добавленную стоимость», - говорит доцент департамента экономики и управления Московского городского педагогического университета Елена Зубеева.

Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им Плеханова Сергей Тиньков согласен с тем, что оценивать и регулировать в первую очередь необходимо конкуренцию на социально значимых рынках товаров и услуг. «Например, сокращение совокупного уровня торговой наценки по товарам «первой цены» 25 категорий социально значимых продуктов питания – это важный социальный маркер и ФАС отмечает его снижение. Однако, необходимо оценивать не столько торговую наценку, сколько сам уровень цен. Наценка может и снижаться, но закупочная цена, которую выставляют поставщики расти, и уровень цен растет. Контролировать необходимо уровень цен производителей и поставщиков на предмет обоснованности. В этом отношении очень полезным являются соглашения о стабилизации цен на любые товары с нерегулируемыми ценами», - замечает он.

Член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев считает самым важным моментом в докладе ФАС биржевую торговлю продукцией агропрома. «ФАС констатирует усиление крупных вертикально интегрированных агрохолдингов на рынках свинины, мяса птицы и зерна, поставляемого на экспорт. И указывает, что сделки по приобретению новых активов были согласованы с наложением на холдинги определенных обязательств. А именно – покупать или продавать определенный объем продукции на бирже. Как написано: «с целью обеспечения возможности для небольших компаний заключения прямых договоров с крупными производителями продукции животноводства, а также с крупными экспортерами зерна». И вот за это, ФАС, я думаю, многие скажут спасибо. Полноценная биржевая торговля сельхозпродукцией у нас как-то все не складывается, однако двигаться по этому пути все равно надо», - подчеркивает эксперт.


Читайте также


КПРФ теряет статус партии власти в Хакасии

КПРФ теряет статус партии власти в Хакасии

Дарья Гармоненко

Глава республики стал избегать конфликтов с парламентским большинством "Единой России"

0
251
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
1582
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
1641
Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
1873

Другие новости