0
200
Газета Экономика Интернет-версия

27.06.2025 15:45:00

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты


Обмен единицами выполнения квот мог бы расширить возможности компаний – участников проекта «Чистый воздух», считают эксперты. Фото Ассоциации менеджеров

Бизнес, участвующий в реализации проекта «Чистый воздух» и перевыполняющий план по снижению загрязняющих атмосферу выбросов, мог бы получать дополнительные стимулы и мотивацию. Сейчас крупнейшие экологические достижения промышленности, превосходящие задачи проекта, государством никак не учитываются. Если у предприятий-передовиков будет возможность как-то использовать «излишки» сокращения выбросов (например, продавать их), это позволит хотя бы частично компенсировать понесенные затраты и станет дополнительным стимулом заниматься экологической модернизацией. То есть тем самым «пряником», которого сейчас явно недостает «кнуту» в виде оборотных штрафов для отстающих.

Такая модель уже успешно применяется в Сахалинской области в сфере выбросов парниковых газов. Участники заседания комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров обсудили, как реализовать ту же идею в «Чистом воздухе».

Успехи без признания

Главная задача федерального проекта «Чистый воздух» – снижение выбросов опасных веществ в городах с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. На начальном этапе в него вошли 12 городов, которые должны к 2026 году снизить выбросы на 20% от базовых показателей 2017 года. В 2023 году к эксперименту присоединились еще 29 населенных пунктов – они должны вдвое сократить выбросы к 2036 году по сравнению с 2020 годом.

Первый этап эксперимента уже почти завершен. Как уже писала «НГ» (см. номер от 23.05.25), в среднем целевая планка практически достигнута, но отдельные города-участники очень существенно отличаются друг от друга: от 5% снижения выбросов в Липецке, 10,2% в Чите, 12,5% в Омске – до 42% в Норильске, 34% в Новокузнецке, 30% в Челябинске и Череповце.

Практически во всех городах первого этапа выполнение плана зависит от крупного бизнеса. Для промышленных предприятий установили индивидуальные квоты выбросов, и от того, насколько они ее выполняют, в первую очередь зависят итоговые показатели проекта.

Предыдущие экологические достижения не учитываются, что поставило компании в разные стартовые условия. Причем они хуже для предприятий, которые активно занимались экологической модернизацией еще до «Чистого воздуха». Ведь одно дело – добиваться прогресса с нуля, и совсем другое – наращивать показатели, когда технологический потенциал для этого практически исчерпан.

Сегодня, как отмечают эксперты, те решения, которые могли быть внедрены в отведенный срок с учетом технологических условий и их инвестиционного цикла, уже внедрены. Где-то поставленные цели выполнены и перевыполнены, где-то – так и не смогут быть вовремя достигнуты.

При этом к передовикам и отстающим у государства разное отношение: первых не замечают, зато вторым грозят оборотными штрафами. Между тем практически без государственной помощи, в условиях санкций и запредельной ключевой ставки бизнес как-то привлек сотни миллиардов рублей и нашел лучшие технологические решения для экологической модернизации производства. Как отметили участники дискуссии, получается, делается это как бы из благотворительности, ведь ни расширения производства, ни роста продаж такие проекты не предполагают.

«Хорошо, если кого-то поблагодарят, грамоту дадут», – отметила директор по устойчивому развитию Эн+ и РУСАЛа Ирина Бахтина. Хотя многие металлурги план по «Чистому воздуху» существенно перевыполнили. «Сказали с трибуны, что мы молодцы, больше ничего», – поделился директор департамента экологии компании «Норильский никель» Станислав Селезнев.

«Почему бы не сделать механизм справедливой компенсации через единицы выполнения квот? – задаются вопросом эксперты. – Перевыполнил – получаешь оцифрованные активы и можешь распоряжаться ими в границах города, продавать тем, у кого есть запрос. Так бы промышленники и другие участники проекта хотя бы частично компенсировали действительно огромные затраты, которые понесли для снижения своего воздействия на окружающую среду».

Сахалинский опыт

Механизм обмена квотами широко используется в климатической сфере во многих странах: государство контролирует итоговый результат, а бизнес получает свободу маневра для поиска оптимальных путей. Собственно, идея единиц выполнения квот (ЕВК), обсуждавшаяся на заседании комитета, позаимствована из эксперимента по достижению углеродной нейтральности в Сахалинской области.

Для действующих в регионе компаний тоже установили квоты – на выбросы парниковых газов. За недостижение квот установлена плата – это «кнут». А если предельный объем сокращения превышен, дают «пряник» в виде ЕВК – их можно продавать или учитывать для погашения будущих выбросов. Сделки с ЕВК уже заключаются.

Сахалинский эксперимент по достижению углеродной нейтральности в одном отдельно взятом субъекте РФ уже дал государству и бизнесу полезный опыт внедрения механизма ЕВК. По мнению экспертов, использование системы взаимообмена ЕВК в рамках «Чистого воздуха» может расширить возможности компаний – участников проекта. Одни смогут продавать дополнительные единицы выполнения квот, чтобы вернуть часть затраченных инвестиций, сокращая выбросы за понятную и прозрачную компенсацию. Другие смогут купить эти ЕВК, чтобы компенсировать отставание – сейчас для таких предусмотрен только оборотный штраф.

Это важно в том числе с учетом второго этапа проекта «Чистый воздух», который ставит перед предприятиями задачу вдвое снизить выбросы опасных загрязняющих веществ к 2036 году. ЕВК может существенно расширить возможности его участников.

«Если сахалинский эксперимент оказался полезен для другого региона, для другой индустрии, для другого вида выбросов – это прекрасно, это означает, что полученные опыт и знания можно применять для того, чтобы принимать решения в другой сфере, несмотря на то, что там иной регулятор, – отметила спецпредставитель губернатора Сахалинской области по вопросам климата и устойчивого развития Милена Милич. – И не менее прекрасно, что от риторики преступления и наказания мы можем, наконец, перейти к риторике меритократии и признания, как это происходит при обмене единицами выполнения квот. У бизнеса появляется выбор с точки зрения стратегии выполнения задач эксперимента».

Кнут и пряник

Как отметили участники дискуссии, в реализации идеи ЕВК в «Чистом воздухе» есть ряд сложных моментов. Пока не совсем понятно, в частности, как сделки с ЕВК оформить юридически, каким будет ценообразование. Транзакции ЕВК, видимо, необходимо ограничить конкретными городами-участниками. Но в целом эксперты считают, что все подобные детали можно урегулировать – было бы желание регулятора. А спрос и предложение точно будут – собственно, уже есть.

«Экономика вообще-то про то, чтобы ресурсы страны распределялись максимально эффективно. В случае с «Чистым воздухом» есть ощущение, что чиновники об этом забыли», – отметил главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин. По его словам, добровольный обмен – это выгодно, а значит, разрешив такой обмен, можно получить экономические эффекты.

«Примеры уже есть. В мире торгуют не только CO2: в США – диоксидом азота, оксидом азота и диоксидом серы, в Китае – гексафторидом серы. И торгуют успешно, результат выгоден всем, – подчеркнул Борис Копейкин. – Совершенно очевидно, что нужно искать решение проблемы с помощью частной инициативы. Когда мы отдаем решение чиновникам, получаем Госплан: этот колхоз выращивает помидоры, этот – огурцы, а потом мы оказываемся там, где мы сейчас».

«Помимо кнута, должен быть пряник, – отметил партнер консалтинговой компании Kept Игорь Коротецкий. – Чтобы компании достигали высоких показателей, должны быть инструменты мотивации». Теперь необходимо, чтобы такой подход разделил регулятор, уточнил он.

«Дополнительные усилия бизнеса, которые по нашей советской традиции мы называем перевыполнением планов, должны получить юридическое и экономическое выражение, – подчеркнул партнер адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Порфирьев. – Вопрос о том, как ввести результаты этих усилий в оборот, действительно может быть решен с учетом накопленного опыта торговли углеродом. Бизнес должен быть экономически стимулирован избегать оборотных штрафов».

Проект «Чистый воздух» – такой же эксперимент, как и сахалинский, и условия этого эксперимента вполне можно донастраивать и совершенствовать, говорят эксперты. Если будет система стимулирования – предприятия еще больше захотят снижать выбросы, они будут в этом заинтересованы.


Читайте также


План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
851
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
984
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1522
КПРФ теряет статус партии власти в Хакасии

КПРФ теряет статус партии власти в Хакасии

Дарья Гармоненко

Глава республики стал избегать конфликтов с парламентским большинством "Единой России"

0
1170

Другие новости