0
2270
Газета Интернет-версия

19.12.2013 00:01:00

О разных способах убить поэта

Тэги: смерть андрея белого, нло


смерть андрея белого, нло

Его сгубило отсутствие воздуха.
 Кузьма Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. 1932. Национальная галерея Армении

Когда-то Александр Солженицын писал: «Есть много способов убить поэта». И, размышляя над судьбой героя своей статьи, продолжал: «Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал».

книга
Смерть Андрея Белого (1880–1934). 
– М. Новое литературное обозрение,
2013. – 968 с

Да, Андрея Белого никто не репрессировал, как и другого известного писателя-символиста, оставшегося в Советском Союзе, Михаила Кузмина. Несмотря на определенные проблемы, книги его выходили. Но, как там писал о Пушкине (а в сущности, о себе) Александр Блок: «Его убило отсутствие воздуха». Вот, похоже, отсутствие воздуха погубило и Андрея Белого. Незадолго до смерти он писал в дневнике: «Трудно отстаивать искусство там, где слишком много медных лбов; медные лбы непрошибаемы... Ни с медными лбами, ни с ехиднами мне борьба не под силу».

Впрочем, и с изданием книг все было не так просто. Тоталитарный режим вступил в ту стадию, когда боязнь ответственности за принятое решение привела к режиму ручного управления страной. Белый фиксирует в дневнике, что для перехода из Объединенного государственного издательства в Государственное издательство художественной литературы группа писателей (включавшая и Белого) вынуждена обращаться к Сталину. Так же и с бытовыми проблемами. Описанный еще Михаилом Булгаковым квартирный вопрос решался тогдашним главой Москвы Николаем Булганиным.

В сборник вошли документы, некрологи, письма, воспоминания о смерти писателя. Парадоксально, что в советской периодике похороны, казалось бы, чуждого большевикам писателя освещались достаточно подробно. Здесь есть материалы из «Правды» и «Известий» (сообщение ТАСС и статья впавшего в опалу, в недавнем прошлом крупного партийного функционера Льва Каменева), из газет «За коммунистическое просвещение» и «Рабочий путь», из «Зари Востока» и «Тифлисского рабочего»... Естественно, были материалы в «специализированной» периодике – «Литературной газете», «Литературной Сибири». Понятно, в условиях господства коммунистической идеологии сложно было бы ждать от авторов объективного изложения интеллектуальной биографии покойного. Так, историк литературы Цезарь Вольпе в «Литературном Ленинграде» писал о том, как Белый «боролся с пережитками реакционного идеализма в своем творчестве». Правда, он же признавал, что «каждое новое произведение Белого было этапом в развитии русского символического движения». Впрочем, подобная партийная тенденциозность сопровождала писателя и при жизни – предисловие Каменева к тому воспоминаний «Начало века» было названо самим Белым «хамски-издевательским».

В свою очередь, реакция эмигрировавших писателей (Марины Цветаевой, Николая Оцупа, Михаила Осоргина, Евгения Замятина), зачастую пристрастная, была во много раз тактичнее и объективнее. Андрей Белый был сложен в общении, поэтому, например, Владислав Ходасевич оговаривался, что по разным причинам не может рассказать о покойном все, что знает и думает.

Особенно трогателен некролог, написанный Давидом Бурлюком. До революции, стремясь эпатировать публику, он с коллегами по цеху футуризма проклинал «грязную слизь книг», в том числе и символистов. Теперь Бурлюк вспоминал, как ему «случалось неоднократно слышать А. Белого и поддаваться очарованию удивительных ритмов, пульсаций, живших в Андрее Белом». Для него смерть автора «Петербурга» тяжелая утрата еще одного великана из семьи символистов.

В свое время Александр Галич бросил собратьям-писателям («союзу профессиональных убийц», как их с грустной иронией называл Булгаков) по поводу смерти Пастернака: «До чего ж мы гордимся, сволочи,/ Что он умер в своей постели!» Да, в отличие от упомянутых в стихотворении Цветаевой и Мандельштама Андрей Белый «не мылил петли в Елабуге/ И с ума не сходил в Сучане». Но разве отсутствие воздуха не является одним из способов убить поэта?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
825
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
450
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2726
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2159

Другие новости