На Российской энергетической неделе обсуждался широкий круг проблем – от ядерной генерации до дефицита электроэнергии. Фото Reuters
Россия может использовать передовую угольную генерацию для обеспечения энергией дата-центров и другой цифровой инфраструктуры. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу проработать предложения по организации такой модели энергообеспечения. Глава государства также поручил в ближайшее время завершить подготовку концепции развития конкурентных розничных рынков электроэнергии. Пока же власти пытаются разрешать проблемы региональных дефицитов энергии и моторного топлива, а также развивать энергетику в условиях нехватки отечественного энергетического оборудования.
«Напомню о поручениях по развитию розничного рынка электроэнергии. Его условия, динамика тарифов должны отвечать интересам и генерирующих компаний, и потребителей, предприятий, организаций, граждан. Прошу правительство России в самые короткие сроки завершить подготовку концепции развития конкурентных розничных рынков электроэнергии и мощности», – сказал он в ходе пленарного заседания Российской энергетической недели (РЭН). «Повторю, там, где есть доступная энергия, там будут появляться и современные производства, будут развиваться отрасли новой экономики, туда будут притекать капитал и технологии, квалифицированные кадры», – добавил президент.
Проблемы с доступностью электроэнергии в России действительно нарастают. Признаками нехватки производства энергии стали запреты на майнинг криптовалют в некоторых регионах страны, введение запретительных тарифов на сверхнормативное потребление энергии в субъектах РФ, а также летний энергокризис на юге страны, который затронул 2,5 млн россиян (см. «НГ» от 21.07.24). В начале февраля 2025 года руководство компании «Системный оператор» предложило рассмотреть возможность импорта электроэнергии из Китая в качестве одной из мер покрытия энергодефицита на Дальнем Востоке (см. «НГ» 16.02.25).
«Системный оператор» прогнозирует появление еще двух сложных энергодефицитных районов, сообщил в начале октября 2025 года глава правления «Системного оператора» Федор Опадчий на тарифной конференции ФАС. «У нас проявился следующий энергодефицит – в Дагестане, энергорайон Каспий. Сложный район, потому что фактический рост во многом обусловлен коммерческими потерями», – сказал он. Второй регион, о котором рассказал Опадчий, – это в целом энергосистема Сибири. «Мы видим, что вероятен дефицит по объемам выработки электроэнергии. Большая доля ГЭС и в последние годы большой рост базовой нагрузки в виде майнинга и центров обработки данных (ЦОД). Сценарий показывает, что для маловодного года у нас 4 млрд кВт-ч в целом может быть дефицит в объединенной энергосистеме Сибири», – предупредил Опадчий.
С 1998 по 2024 год потребление электроэнергии в стране увеличилось почти на 50%. Значимое изменение баланса в энергосистеме, связанное с ростом потребления и устареванием генерирующих мощностей, потребовало модернизации системы планирования перспективного развития электроэнергетики, и с 2023 года подготовка документов ведется по новым правилам. Генсхема как один из основополагающих документов новой системы планирования дает сценарий для развития электроэнергетики на 18 лет вперед. Согласно этому сценарию, если не начать строительство ГЭС и АЭС, предусмотренных Генсхемой, в ближайшее время, то ввиду длительных сроков их строительства появятся риски формирования новых дефицитов электроэнергии и мощности за горизонтом 2030 года. «Решения о строительстве генерирующих объектов с длительными сроками реализации, таких как гидро- и атомные электростанции, необходимо принимать сегодня. Задержка приведет к безальтернативной необходимости строить имеющие меньшие сроки строительства тепловые электростанции. При этом запланированные в Генсхеме проекты АЭС и ГЭС в принятых сценарных условиях обладают более высокой экономической эффективностью на протяжении всего срока эксплуатации. Кроме того, необходимость строительства новых тепловых электростанций вместо предусмотренных Генсхемой ГЭС и АЭС потребует решения вопросов топливообеспечения, что в ряде регионов может быть также связано со значительными дополнительными затратами», – подчеркнул Федор Опадчий. По его словам, в Генсхеме развития электроэнергетики уже есть решение – это строительство Тельмамской ГЭС.
«Однако мы понимаем, что в 2031 году не можем уже ожидать эту станцию, фактических действий по строительству не предпринимается. Поэтому нам нужно будет, видимо, рассматривать решение, как снимать эти дефициты. Речь будет идти о традиционной генерации, которую можно построить в эти сроки», – считает глава «Системного оператора». Опадчий также напомнил о грядущей актуализации Генсхемы развития электроэнергетики и необходимости определения технико-экономических параметров для нее.
«У нас через год, может быть, раньше будет этап актуализации Генсхемы с учетом фактического развития потребления, фактических решений по генерации. Нам для этого в феврале следующего года нужно определить базовые технико-экономические параметры для новой Генсхемы, ее актуализации», – сказал Опадчий.
Проблему нехватки отечественного генерирующего оборудования может помочь азрешить импорт современных газовых турбин из Ирана. Министр энергетики Ирана Аббас Алиабади подтвердил поставки в Россию своих первых газовых турбин большой мощности, что позволит ослабить дефицит электроэнергии в РФ из-за отставания в производстве отечественного энергетического оборудования.
Затраты, которые несут энергокомпании при реализации мероприятий по устранению существующего энергодефицита, не должны включаться в тариф и тем самым перекладываться на потребителей. Об этом заявил в на пленарном заседании РЭН президент Владимир Путин.
По словам главы государства, повышение роли электроэнергетики является одной из важнейших глобальных тенденций. «По оценкам, в ближайшие 25 лет выработка электроэнергии в мире удвоится. Причем около 85% дополнительного спроса будет формироваться за пределами так называемых развитых экономик – в странах глобального Юга», – пояснил он.
Сильными сторонами российской энергетики является широкий доступ к первичным ресурсам, а также уникальные компетенции в сфере атомной генерации.
«Малые АЭС пока никто, кроме нас, и не строит. Да, планы есть, но реально на практике пока ничего в мире не происходит. Только у нас это делается», – сказал президент РФ.
Для разрешения проблем угольной отрасли РФ президент Путин предложил современные решения.