0
2464
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.12.2012 00:00:00

Почти неподкупная связь с народом

Тэги: электронное правительство, бюрократия


электронное правительство, бюрократия Иллюстрация Вадима Мисюка

Удивительно, но факт – даже весьма продвинутые пользователи Сети только-только, подчас с неподдельным изумлением, обнаруживают: многие услуги государственного свойства можно получить, не выходя из дома. Достаточно сидеть перед экраном любимого компа и знать, в какой сервисный раздел заходить на нужных сайтах. Facebook пестрит радостными сообщениями: «Пришел (пришла) в паспортный стол (в отдел соцобеспечения, налоговую инспекцию, etc.) оформлять загранпаспорт (субсидию, заплатить налоги и пр.). Никаких очередей и проволочек...» Фантастика? Вовсе нет, Электронный портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) действует уже не первый год, и многие услуги, там предлагаемые, в разы сокращают время их получения. В иных случаях счет идет на минуты в буквальном смысле.

Впрочем, радоваться не то чтобы рано, но не получается на все сто. Электронное правительство приживается в российской повседневности непросто. Одна категория скептиков утверждает, что если со временем все необходимые справки и документы можно будет получить в одном окне, к тому же в электронном, то как же тогда соответствующие чиновники смогут получить свои дивиденды в виде откатов и взяток?! Другая, еще более скептически настроенная категория считает, что граждане, то есть те самые потребители услуг в экспресс-варианте, пока еще не в такой степени на «ты» с Интернетом, чтобы грамотно пользоваться предлагаемыми электронным правительством сервисами.

К тому же далеко не все услуги на www.gosuslugi.ru – в режиме online. Например, прежде чем начать пользоваться «Личным кабинетом налогоплательщика» (ЛКН) в электронном варианте, необходимо все равно прийти налоговую инспекцию (НИ) по месту жительства. И обязательно взять с собой помимо паспорта еще оригинал сертификата ИНН. Очередей в налоговых учреждениях повсеместно уже не наблюдается, но визит туда – всегда в строго рабочее время. Совпадет ли оно с вашим и как тогда изловчиться туда попасть – вопрос почти из времени советской бюрократии. В инспекции вам придется еще раз заполнить анкету-заявку (несмотря на то что вы уже проделали эту операцию на сайте, строгая представительница НИ все равно попросит вас сделать это в письменном виде), после чего, став счастливым обладателем виртуальной услуги, не спешите прыгать до потолка: придется попотеть еще раз, вбивая выданный в инспекции пароль при входе в ЛКН – комбинация наклонов и полужиров букв и цифр не для слабонервных.

Эти подробности – не критики ради. Понятно, что на пути к электронному совершенству оказываемых государством сервис-услуг немало препон и подводных камней. Зачастую мешают даже законодательные разночтения в федеральных и региональных документах. И на поверку оказывается, что на местах к сетевым сервисам готовы даже больше, чем на самом верху.

Кот в сапогах и другие неприятности

Наверное, в мире нет страны, в которой связь между государством и обществом, между властью и людьми, между господином и подданным не находила своего отражения в народном художественном творчестве, в литературе и искусстве. Один из самых расхожих сюжетов – владыка отправляется осматривать свои владения и совершенно случайно встречается с народным представителем, который терпит материальные лишения, замотан кучей социальных проблем, замучен местными бюрократами – вариант изложения этих проблем, разумеется, сказочный, – но, несмотря ни на что, хочет быть счастливым.

Встреча с первым лицом дает герою шанс проявить свои лучшие качества и невероятные способности. Чудо таких случайных встреч лучше всего отражено в народном фольклоре, легендах и сказках. Блестящий пример тому – «Кот в сапогах» Шарля Перро. Книжка хороша тем, что и сегодня открывает нам некоторые актуальные особенности отношений между властью и гражданином.

Посредником между своим бедствующим хозяином и главой государства в сказке, как известно, выступает кот – отвратительное существо, таскающее королю взятки в виде кроликов и куропаток. Он это делает с единственной целью – устроить жизнь своего хозяина, а значит, и свою. Очаровав короля-чревоугодника, кот не только представляет парня главе государства как богатого маркиза, но еще и совершает рейдерский захват замка, принадлежащего великану-людоеду. В итоге женит хозяина на принцессе, поселяет его в захваченном замке, а сам становится знатным вельможей.

Можно себе представить, что они дальше натворят...

Но согласимся, постоянная связь между гражданином и исполнительной властью необходима. Причем она должна быть такой, чтобы исключались всевозможные коррупционные мотивации и предпосылки к нарушению установленных законом отношений.

Однако такая гармония в наших условиях – большая редкость. Чаще получается так: мы, уплачивая налоги, нанимаем людей, которые обязаны предоставлять нам государственные услуги. А среди этих нанятых вдруг оказываются те, кто за наши же деньги получает возможность заниматься коррупцией, бюрократической волокитой, просто плохо работать, да еще при этом возмущаться содержащими их налогоплательщикам – «ходют и ходют, людям работать не дают».

Тут невольно затоскуешь о каком-нибудь угодливом коте в сапогах.

А может быть, чиновники действительно изнемогают от наплыва посетителей и их неизбывных проблем? Сегодня люди стали больше покупать, продавать, потреблять, арендовать, брать кредиты, путешествовать, лечиться, содержать собственность (движимую и недвижимую), мигрировать и менять гражданство, судиться в конце концов.

В советском обществе эти потребности не были так выражены. Они были скрыты в различных обобществленных формах существования. Эпоха перемен, в которой никому не желал жить китайский мудрец, атомизировала общество. В итоге выросли не только потребности отдельного человека, но и суммарное количество индивидуальных услуг, которое должно ежедневно обеспечивать государство.

Это обстоятельство вынуждает увеличивать ряды госчиновников, а значит, расходы на них. За счет опять же наших налогов.

Но оказывается, что у этой проблемы есть иные решения.

Портал надежды

Электронное правительство России побило очередной рекорд. Только за этот год количество пользователей портала госуслуг достигло 15 000 000 человек. Более 3 000 000 пользователей зарегистрировали личные кабинеты на портале.

У жителей нескольких регионов России появилась возможность оплачивать через портал коммунальные услуги, информация о выставленных счетах поступает в их личные кабинеты. Работа по расширению электронных возможностей граждан продолжается. Ежемесячно портал посещает более 1 500 000 человек, и почти 400 000 человек использует мобильное приложение «Госуслуги».

Некоторые виртуальные завесы приоткрылись в разговоре корреспондента «НГ-политики» с председателем совета директоров компании WikiVote! Василием Буровым. Он участвовал в деятельности разных рабочих групп, готовивших для проекта электронного правительства концептуальные документы. Поэтому концептуальное отличие обычного правительства от электронного ему видно лучше многих. «Есть масса госуслуг, которые могут предоставляться в электронном виде. То есть обычному человеку совершенно не нужно общаться вживую с чиновником, – рассказывает Буров. – Это важнейшая особенность концепции электронного правительства. С его появлением изменилась форма взаимодействия людей с государством, а также государственных органов друг с другом. Поэтому главная и наиважнейшая часть этого правительства – портал государственных услуг. Место, где собраны те услуги, которые мы можем получать, находясь на удаленном расстоянии.

Вначале портал госуслуг был, как мы говорим, тяжел, очень странно работал, но постепенно приходил в себя. Но я лично знаю уже немалое число людей, которые пользовались им для получения паспортов. Одно из важных условий этой и других услуг – правильная идентификация личности. То есть если ты предоставляешь человеку госуслугу, то надо быть уверенным, что это Иван Иванович Иванов, а не Петр Петрович Петров. Для этого была придумана схема, завязанная на СНИЛС, то есть на ваш личный номер, который вы получаете при пенсионном страховании. Мало того, если он у вас есть, вначале вы должны себя на портале зарегистрировать. Затем пройдет некоторое время, и вам на почту пришлют подтверждение и условия вашего личного входа в систему госуслуг».

– А есть услуги, которые не требуют такого оформления?

– Да, есть. Потому что сервисов электронного правительства довольно много, их можно отыскать через сайты федеральных ведомств. Например, на сайте налоговой службы каждый гражданин может узнать, нет ли за ним задолженностей по налогам.

– Что при этом выигрывает государственная система? Она же узнает таким образом о нас больше, чем мы хотели бы ей поведать?

– Система о людях и так много знает. Главное в другом. Электронное правительство упрощает и удешевляет многие свои процедуры. Предоставлять госуслуги – дело довольно дорогое. Когда мы говорим «бюрократическая машина», то надо понимать, что это люди, здания, оборудование, деньги, наконец. Электронные услуги значительно дешевле.

И при этом коррупционные возможности в значительной степени ограничиваются. Кроме того, снижается количество ошибок при выдаче различных документов – человек в этом смысле уступает электронике.

– А как на нашем фоне выглядят другие страны?

– По-разному. Особенно эффективны маленькие страны. Например, лидером в области строительства электронного государства сегодня является Эстония. Это связано с тем, что она перестала быть частью большой империи, и ей пришлось все госуправление возводить с нуля. И эстонцы сразу отказались от традиционного, человеческого варианта. Он был для них дорог – не в плане памяти, а по деньгам. А вот электронный вариант не только оказался дешевле, но еще стал для маленькой Эстонии амбициозным проектом.

В больших странах свои особенности, своя родословная национальной бюрократии, свои стереотипы и т.д. Это мешает. В США, например, есть такая трудность, как федеративное устройство страны. Там же настоящая федерация, при которой в каждом штате все свое, в том числе и многие законы. При этом велика и муниципальная самостоятельность. Но о степени развитости электронных услуг иногда можно говорить и на одном примере. Автомобили в США, как и в большинстве стран Европы, принято регистрировать через Интернет.

– Получать услуги в электроном виде, конечно, удобно. Ну а если что-то не так, кому пожаловаться можно на электронное правительство?

– Хороший вопрос. На него есть хороший ответ у Москвы, где уже создана целая масса всяких сервисов, в том числе и сервис для рассмотрения различных жалоб на коммунальные хозяйства, дорожников, связистов и т.д. Разработаны жесткие регламенты, по которым должны даваться ответы и приниматься меры. Мне кажется, это вполне работоспособная система.

Важно еще и то, что совершенствование государственных услуг снижает социальную напряженность. Если людям электронные услуги удобнее, проще, значит, их удовлетворенность властью выше. А если бы у нас более эффективно работала выборная схема, то у тех, кто развивает эту систему госуслуг у себя в регионе, шансов на переизбрание было бы гораздо больше.

В этом собеседник «НГ-политики», безусловно, прав. Правда, эту социальную картину несколько нарушает тот факт, что сегодня реальный доступ к Интернету имеет примерно половина населения страны. Хотя Буров сказал, что если говорить о технической стороне дела, то есть об уровне охвата сетью регионов, то цифра еще выше.

Проблема в другом. «Даже среди тех, кто освоил Интернет технически, не все освоили его с ментальной точки зрения, – полагает эксперт. – У многих нет уверенности в том, что электронная машина всю сделает правильно и даже лучше, чем человек. Даже среди чиновников есть немало тех, кто Интернетом не пользуется в силу различных причин, в том числе ментальных. Но надо с этим бороться. Кстати, этот психологический барьер трудно преодолевается не только у нас, но и во многих других странах».

Второе, что, по мнению Бурова, вызывает тревогу, – это реальное отсутствие у человека технической возможности получать государственные услуги электронным способом. Но к этому тоже надо относиться спокойно: обычные окошечки, за которыми сидит все еще огромное количество чиновников, никто не отменял. Услугу можно получить разными способами.

Главное, что появилась тенденция развития этой системы в сторону высоких технологий. Да, далеко не все взрослое население страны в ладах с Интернетом. Но уровень контакта с виртуальной Сетью у тех, кому еще нет 18 лет, скоро достигнет 100%. А это значит, что в будущем «взрослая доля» пользователей будет неуклонно расти.

Важно понять, что электронное правительство не есть что-то принципиально другое. Электронное правительство, как сказали бы завзятые сетевые пользователи, – это попытка к старой системе сделать новые интерфейсы. И второе важное направление – развитие этого электронного направления уже дает свой эффект: с помощью информационных технологий удалось улучшить взаимодействие внутри самой государственной системы. Раньше нужное письмо курьером из одного министерства в другое везли. А сейчас налаживается общая система документооборота, взаимодействия, и все в ней происходит проще, быстрее, в большем контакте, как ни парадоксально это звучит. К тому же повышается степень контроля. Одна из распространенных иллюзий – будто в Интернете бывает что-то анонимное. «Нет в нем ничего, что можно было бы скрыть. В отличие от реальной жизни», – утверждает все тот же Буров.

В идеальной работающей схеме электронного правительства у потребителя услуг должна быть автоматически регулируемая система обращений. То есть вы не должны думать над тем, к кому обратиться, вы пишете: «Мне нужен паспорт» – а дальше уже работает система. Своего рода аналог «одного окна». Сегодня вы обращаетесь по поводу паспорта, завтра – насчет налоговой декларации и т.д.

Эта все, что решается и обеспечивается вам в электронном виде на портале госуслуг. Но есть и реальные проблемы, которые надо решать в реальном мире. Поэтому Буров уверен, что в будущем весь комплекс услуг будет концентрироваться в многофункциональных центрах. Однако их создание станет возможным только тогда, когда электронное государство уже вовсю будет дейстовать, Когда есть единая база документооборота и работает быстрая связь со всеми соответствующими ведомствами, остальное станет реальностью довольно быстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
806
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1330
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1402
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1193

Другие новости