0
7223
Газета Интернет-версия

06.09.2017 00:01:00

Во что верит крестный отец "Игры престолов"

Тэги: джордж мартин, песнь льда и пламени, игра престолов, фэнтези, религия, культы, литература


джордж мартин, песнь льда и пламени, игра престолов, фэнтези, религия, культы, литература Джордж Мартин: «Если бы из мириад религий, которые сейчас представлены на земле, священники одной действительно могли воскрешать людей – эта религия стала бы довольно популярной». Фото Александра Демьянчука/ТАСС

Автор цикла романов в жанре фэнтези «Песнь льда и пламени» Джордж Мартин не нуждается в представлении. Не в последнюю очередь – благодаря каналу HBO и основанному на его книгах сериалу «Игра престолов», седьмой сезон которого закончился 27 августа с.г. Но если упоминания о «приближающейся зиме» или неосведомленности Джона Сноу уже превратились в своего рода идиомы, то другие детали мира Вестероса далеко не так хорошо знакомы широкой публике. На некоторые из них писатель пролил свет во время своей первой в России пресс-конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге 16 августа.

Одна из них – это боги мира Семи королевств. Их существование и влияние на сюжет несомненно, но опосредованно: вероучительные системы ойкумены «Песни льда и пламени» находятся на периферии повествования, концентрирующегося на противостоянии могущественных аристократических домов. Ранее Мартин отмечал, что придумывает не богов, а религии и в описанном им обществе, примерно соответствующем европейскому Средневековью, культы куда могущественнее и влиятельнее, чем божества, которым поклоняются герои, а чудеса и магия в Вестеросе редки; впрочем, и цикл романов, и телесериал еще далеки от завершения.

В описанном Джорджем Мартином мире поклоняются множеству богов. Королевства Вестероса почитают семерых – Отца, Мать, Воина, Кузнеца, Деву, Старицу и Неведомого, семь лиц единого бога. Вокруг сакрального числа выстроена и мифология этой религии: у ее храмов по семь сторон и семь куполов. Именно ее возглавил при помощи надеявшейся, но не сумевшей совладать с его амбициями Серсеи Ланнистер в пятом сезоне сериала (и «Пире стервятников», четвертой книге цикла) Его воробейшество – странствующий септон (жрец), отличающийся несгибаемой волей и фанатичной верой. Кочевники-дотракийцы, с которыми странствовала Дейнерис Таргариен, почитают Великого жеребца. В Браавосе Арья Старк обучалась мастерству убийцы у Безликих – напоминающего монашеский орден общества слуг Бога Смерти, Многоликого. На помощь Владыки Света Р’глора положился брат погибшего короля Роберта Баратеона Станнис. Наконец, на севере в мире Мартина сохраняется вера в Старых богов – анимистический культ многочисленных безымянных духов, населяющих все вокруг. Их чтут одичалые и многие северяне, и им же приносит клятву Джон Сноу, вступив в Ночной дозор. Наконец, жестокие пираты и мореходы Железных островов поклоняются Утонувшему богу.

Джордж Мартин, который считает Толкина отцом всего современного эпического фэнтези, признается, что не следует по его стопам: «Множество исследований посвящено тому, что Толкин, хотя сам и был католиком, не включил во «Властелин колец» никаких формализованных религий: у него нет ни духовенства, ни храмов. Это любопытно, но, не зная причин или литературных теорий на этот счет, я не хотел идти этим путем. Я изучал Средние века и представлял себе, насколько важной была религия для этого времени, поэтому я и решил включить в свой мир разветвленную религиозную систему», – сказал писатель на пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «НГР».

Что до его собственного религиозного бэкграунда, то выросший в католической семье в Нью-Джерси и получивший некоторое католическое образование Мартин всегда был немного скептиком, выводя из себя священника и монахинь своими неподобающими вопросами. «Я оставил католичество в колледже, поэтому думаю, что если Толкин был ревностным католиком, то я довольно скверный экс-католик и скептик, – говорит Мартин. – Невозможно отрицать важность религии для истории человечества, и я постарался отразить это в романе, но мне всегда было интересно то, как религия сочетается с фантастическим миром. Некоторые говорят, что религия – это и есть фэнтези. Но в фэнтези присутствуют священники, маги, а иногда – посещающие мир боги, которые действительно способны творить чудеса: я думаю, что это в корне меняет природу религии и реакции общества на нее. Если бы из мириад религий, которые сейчас представлены на земле, священники одной действительно могли воскрешать людей – эта религия стала бы довольно популярной. Я исследую этот вопрос и в книгах пришел к некоторым интересным ситуациям, затрагивающим религиозные проблемы».

Отвечая на вопрос о том, вдохновлялся ли он русской историей во время работы над своей эпопеей, Мартин признался, что на английском языке недостаточно хорошей литературы о русском Средневековье, «чтобы воровать еще и оттуда». Впрочем, среди фанатских теорий русских читателей и телезрителей, возможно, есть и такие, которые возводят в ранг авторского замысла напрашивающиеся параллели с опричниной вооруженного для борьбы с оппозицией псевдомонашеского ордена фанатиков-воробьев, получивших почти ничем не ограниченную власть. Одной из своих главных задач во время работы над «Песнью льда и пламени» (к которой Мартин приступил, будучи уже писателем с 20-летним стажем) он видел в том, чтобы показать сложность и многогранность фэнтезийных миров. И, говоря о том, как он решает им же поставленную проблему «последнего орка» в толкиновском мире (задавший его публицист Егор Холмогоров сравнил Серсею Ланнистер с Дональдом Трампом, а Белых ходоков – с Ким Чен Ыном), заменив разумную расу врагов человечества, о судьбе которых после победы над Сауроном ничего не известно, ожившими мертвецами, Мартин сказал, что поклонникам стоит дождаться финала и увидеть его комментарий, который «дожидается своего часа». Учитывая то, насколько широко Мартин использует историю Европы в своих книгах, мы можем только предполагать, дождется ли Вестерос своих Реформации и Тридцатилетней войны.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
828
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
450
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2729
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2162

Другие новости