Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова напомнила, что сегодня на платной основе в вузах учатся 53% студентов. Фото с сайта www.council.gov.ru
Законопроект о регулировании платного обучения в вузах принят в первом чтении на пленарном заседании Государственной думы РФ в среду. Принят всего лишь при 12 воздержавшихся. Он был внесен на рассмотрение в апреле группой депутатов и сенаторов во главе с Вячеславом Володиным и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
Изменения предлагается внести в закон «Об образовании в РФ», закрепив за правительством РФ полномочия по установлению объемов приема в вузы на платной основе. Также правительство сможет утверждать порядок и сроки определения указанного объема.
С основным докладом на заседании выступила сенатор Лидия Гумерова. Она напомнила, что сегодня на платной основе в вузах страны занимаются 53% студентов. А по отдельным направлениям подготовки наблюдается ощутимый дисбаланс. Например, будущих юристов на бюджете учится – 27 тыс. человек, на платной основе – 267 тысяч. На экономике – 25 тыс. бюджетных студентов и 161 тыс. платных. А менеджеров, обучающихся за счет бюджета – 14 тыс. и 144 тыс. – за свой счет...
Переизбыток специалистов приводит к высокой конкуренции. При этом на рынке труда обе группы специалистов конкурируют на равной основе. Хотя поступают в университеты эти категории специалистов с разными баллами (примерно 300 баллов ЕГЭ у поступающих на бюджет, и 130 – на платное отделение). Платных студентов стараются не отчислять. Так что «играющие на амбициях поступающих» вузы давно превратились из источника знаний в конторы по получению корочек, констатировал чуть позже содокладчик сенатора.
Вопросы, заданные депутатами, отразили суть проблем, которыми сильно озадачил принимаемый закон. У депутатов есть опасения о росте коррупционной составляющей, что не исключено при осуществлении политики упорядочения квот на бюджетные места. С мест докладывают, что проблемы уже есть.
Другой вопрос связан с беспокойством за будущее: как оценить влияние законопроекта на подготовку кадров по невостребованным сегодня специальностям, ведь ситуация может измениться в любой момент.
А какова будет судьба вузов, которые могут пострадать от принимаемого законопроекта. Ведь платное образование – это все-таки часть дохода, позволяющая им держаться на плаву в отсутствие достаточного финансирования со стороны государства.
Депутаты оценили также опасность искусственно создаваемого дефицита в случае принятия данного законопроекта, который всегда приводит к отрицательному результату. Сегодня родители готовы отдать 200 тыс. за подготовку, а завтра они будут готовы отдать 2 млн руб. Чем меньше мест, тем выше будут цены.
Планирование платного приема будут гибким, успокаивал Вячеслав Володин. «Мы не говорим, что все платные места исчезнут», – убеждал он. Не удержался председатель Госдумы и от критики руководства образовательных ведомств. «На протяжении длительного времени у нас министерство есть, а целеполагания – повышение качества образования – нет. Пускай будет платное обучение, частный вуз… Самое главное, чтобы они обеспечили качество подготовки специалистов».
Для наглядности спикер привел пример педагогического вуза, который открывает у себя множество разных непрофильных специальностей, включая специалистов по рекламе, пиару, маркетингу, журналистике. Теперь Министерство науки и высшего образования РФ сможет активней вмешиваться в такую политику вуза.
«Принимаемый законопроект все-таки не о качестве, а о квотировании», – возразила докладчикам депутат Ксения Горячева. По ее мнению, проект закона отбирает мечту у тысяч школьников и академические свободы вузов. Горячева предложила не спешить с принятием проекта и еще раз подробно обсудить его с населением...
Дебаты тем не менее закончились эмоциональным выступлением Вячеслава Володина. «Закон очень важный и принять его нужно как можно быстрей», – уверен спикер. А заодно он призвал коллег записываться на прием не в ЦКБ, а в обычные клиники, куда уже пришли работать врачи с сомнительным уровнем образования.
Сегодня, по словам Вячеслава Володина, 56% от числа всех обучающихся и в государственных, и в частных вузах получают образование на платной основе, и из этого числа 42,5 % – на экономических и юридических отделениях. «Выходит, практически каждый четвертый выпускник вуза – это экономист или юрист, – подчеркнул Володин. – Есть ли у высшей школы ориентированность на рынок труда!?»
Еще до начала обсуждения очень жестко, в своей манере высказался лидер фракции СРЗП Сергей Миронов. «Многие ректоры считают платное образование хорошей кормушкой, каждый год увеличивая число коммерческих мест… Я вам говорю, будете безработные, будете вынуждены переучиваться, будете вынуждены таксовать, курьерами работать… Нам нужны врачи, нам нужны инженеры, нам нужны айтишники. Вот что нам нужно. А вот это – никому не нужно!»
В общем, спикер Госдумы уверен, что порядок здесь будет наведен. И возможности «зарабатывать на студентах и плодить безработных с высшим образованием» больше не будет.
Напомним, что предстоящая «оптимизация» высшего образования проходит в рамках кампании «реформирования системы высшего образования».