0
4004
Газета Non-fiction Интернет-версия

25.02.2016 00:01:00

Логос – мужского рода

Тэги: история, проза, первая мировая война, российская империя, буташевичпетрошевский, средняя азия, ташкент, библия, поклонения волхвов, вифлеемская звезда


история, проза, первая мировая война, российская империя, буташевич-петрошевский, средняя азия, ташкент, библия, поклонения волхвов, вифлеемская звезда Волхвы идут к нам через века. Рембрандт. Поклонение волхвов. 1660-е гг. Эрмитаж

«Греческое «логос» – мужского рода. Слово – он, сын Божий. Само звучание – логос-собранное, энергичное. Русское «слово» – среднего рода, бесполое. Почти те же звуки, как в греческом – «эл», два «о», но все иное. Спотыкание уже в самом начале: сл, сл… Слюнявое, слипшееся, сломанное. «Ло» в «логосе» – начало арии. «Сло» – начало слюнявых пузырей и звучит как «зло». В начале было зло…» Так рассуждает отец Кирилл, продвинутый священник из Ташкента 1912 года, в определенном смысле – олицетворение одного из трех волхвов. Вторая книга Сухбата Афлатуни, главным героем которой является вымышленный о. Кирилл (Триярский), названа «Мельхиор»; предыдущая соответственно – «Гаспар», заключительная – «Балтасар». Отец Кирилл рассуждает о логосе скорее по интеллигентской широте, его призвание в искусстве – живопись. Петрашевец Николенька Триярский – предок о. Кирилла, архитектор.

У титулярного советника Буташевича-Петрашевского студент Академии художеств, будущий архитектор Николенька Триярский рассуждал об обустройстве России: «Вначале была архитектура и эпоха архитектуры, которая есть как бы… психология порядка и общественного разума, ибо здания есть не что иное, как психологические принципы». За такие речи водворили Николеньку в Петропавловскую крепость, ласково, но долго допрашивали, а потом – мешок на голову и приготовления к расстрелу. Однако помиловали. Влюбился Николенька, конечно, в девицу, промышлявшую малопочтенным ремеслом, рисовал с натуры. Это и прочие игры в постмодерн, как кажется поначалу, устремляют повествование к опасной кромке провала. Однако набрасывал Николенька итальянским карандашом чувственные формы, а вышло «странное сооружение, похожее на церковь». Везомый в ссылку, в отдаленную степную пограничную крепость, Николенька наблюдает огромную, сияющую звезду.

книга
Сухбат Афлатуни.
Поклонение волхвов.
Трилогия.
– М.: РИПОЛ Классик, 2015.
– 720 с. (Большая книга)

Звезда присутствует и в мыслях Николая I. Это звезда Мальтийского ордена, которую пожаловал ему отец, злосчастный император Павел. Николай планирует встречу трех христианских королей в Иерусалиме: православного русского царя, молодого австрийского императора, католика Франца-Иосифа, и своего шурина, прусского короля, лютеранина Фридриха-Вильгельма IV. Но французы прознали о планировании нового конгресса, монахи-францисканцы напали на греческого, похитили святыню – серебряную Вифлеемскую звезду, а консул потребовал от султана передать христианские церкви католикам на основании прав иерусалимских королей, французских крестоносцев. Эта сцена помещена автором в краткий пролог. Так начиналась Крымская война. На отдаленную крепость совершает набег один из полевых командиров того времени, и Николенька оказывается в рабстве в Бухарском ханстве.

В тексте присутствует раздвоенность героев. Фельдшер Казадупов из крепости проникся странной симпатией к одному из сектантов-волхвов, Павлушке Волохову. «Полюбил отчего-то это создание – русое, бестолковое, полумертвое…». Иногда персонажи рассуждают о метафизике лубочным языком. «Сперва сон поймать нужно. Можно книгой духовной или блюдцем с молочком. Разные поимки есть. Есть один капрал, он сон в сапог ловил… Главное – отгадать, какого перевозчика себе сон выберет. Сны, которые поважней, на мухах разъезжают. А которые попроще могут на клопике или даже на пылиночке верхом. Вот тут вы его – р-раз! – и ловите». Примета описываемого времени – декадентное представление, устроенное ташкентским интеллектуалом. Название – «Поклонение волхвов». Градус доведен до предела: автор «выкрикивал и брал фальцетом невероятные ноты, извиваясь», пока не осел на сцену, пуская кровавые пузыри. Перенапрягся всерьез, со сцены унесли полумертвого.

В каждой эпохе автор рассматривает крайние варианты культурных ультрас, ассоциируемых с волхвами. Гаспар–Николенька – архитектор с запросами. Мельхиор – о. Кирилл – художник, Балтасар – советский композитор-авангардист. Шифры и намеки, рассыпанные по тексту, служат, конечно, доказательством убеждения автора в божественности искусства, даже самого стремления к искусству, как, например, поиск святого Грааля. Но искусство наслаивается на историю, на традиционалистские поиски «вечной философии». Отец Кирилл разыскивает Вифлеемскую звезду. Надеялся найти в Кельне, в соборе, хотя бы ее часть. «Часть звезды была в Вифлеемском храме… До середины прошлого века (речь идет о веке XIX. – С.Ш.). А потом, в одну из потасовок, а там это случалось часто, на Святой земле, пропала…»

Охвачено все, даже проблемы православной церкви в Средней Азии. Власти обещали построить семинарию. Шокирующие дервишские практики даны монотонным, сплошным текстом без абзацев и почти без знаков препинания. Дервиш проводит дни и ночи подвешенным за шею, лицо отекло, но он жив. Дервиш спустился из своей петли и зачал с горбуньей ребенка, а дальше читатель может обратиться к трудам кардинала Ратцингера, отставного понтифика, или к писаниям Рене Генона – выбор открывается широчайший, горизонтов не видно, дух захватывает, и откладываешь книгу, вперяясь в пространство…

«Поклонение волхвов» – роман слишком сложно сконструированный, многогранный, намеренно неоднозначный. Сухбат Афлатуни – это ташкентский русскоязычный поэт, прозаик и критик Евгений Абдуллаев. Его псевдоним переводится как «Диалоги Платона», а точнее – Беседы с Платоном. Абдуллаев окончил философский факультет Ташкентского госуниверситета, много публиковался в литературных журналах, и не только российских. В 2005 году за «Ташкентский роман» он получил «Русскую премию», которая организована для поддержки русскоязычных писателей Средней Азии и Закавказья. Приходится констатировать, что во многих смыслах новый, интеллектуально расширенный до мыслимых пределов роман явился нам, подобно волхвам, из-за восточной границы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
293
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
379
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
301
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
264

Другие новости