0
3249
Газета Персона Интернет-версия

03.04.2014 00:01:00

Тревожная сигнализация планеты

Тэги: чекмаев, щербакжуков, беседа


чекмаев, щербак-жуков, беседа Сергей Чекмаев считает, что фантастика выступает в роли запала информационной бомбы. Фото Владлена Подымова 

Есть мнение, что в условиях падения интереса к книге позитивную роль для просвещения играют антологии рассказов, заряженные объединяющей идеей. О перспективности этого явления, а также современных электронных технологиях с Сергеем ЧЕКМАЕВЫМ побеседовал Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ.

– Сергей, ты автор нескольких романов, множества рассказов, но в последнее время ты занимаешься составлением сборников… Это тебе интереснее с точки зрения творчества или выгоднее с коммерческой точки зрения?

– Одно другому не мешает, я же не занимаюсь составлением сборников в ущерб своей основной деятельности. Проектов у меня много, и тематические антологии – лишь одно из направлений. Просто в какой-то момент организаторские способности взяли верх над писательскими, ведь работа составителя – по большей части переговоры и координация. Другой вопрос, что в современной ситуации, когда автор практически потерял возможность зарабатывать только книгами, донести до читателя некоторые идеи стало возможным лишь с помощью межавторских сборников, а не многостраничных романов или эпопей.

– Было время, когда сборники рассказов с огромным трудом находили путь к читателю. Автору, предпочитающему короткий жанр, было трудно напечататься. Неужели ситуация изменилась?

– Да, еще лет пять назад критики часто сетовали, что с маркетинговой точки зрения даже сборник рассказов одного автора менее выгоден издательству, чем его же полноценный роман. Что уж тут говорить об антологиях с кучей фамилий на обложке. И несмотря на все перипетии рынка, на усилившуюся тягу к «клиповому» мышлению и пришедшую из Интернета концепцию «читать не буду: многабукаф», ситуацию изменить так и не удалось. А на фоне все более заметной потери интереса к чтению сборники короткой формы так и остались пасынками издательской политики. Но кроме внутрицеховых интересов всегда есть надежда на помощь со стороны. Насмотревшись на успех серии S.T.A.L.K.E.R., игровая индустрия всерьез заинтересовалась новеллизациями, сиречь – книжками «по мотивам». Однако роман известного автора заметно ударит по первичному бюджету студии, а вот 15–20 рассказов позволят значительно сэкономить. Да и по времени процесс воплощения компьютерной вселенной на бумаге в формате романа куда продолжительнее. Многие предсказывали пришествие на книжный рынок развлекательных медиа (я сейчас имею в виду не только игры, но и кино, сериалы, приложения для мобильных устройств), что и случилось. А за ними подтянулись политические силы и общественные организации, которым, в отличие от издательства, не так важен коммерческий успех книги; на этом поле востребованными оказываются сам факт выхода книги с интересной темой, спектр мнений авторов, инфо-повод и вызванная сборником дискуссия. Что не может не радовать: в наше время, когда многие уже успели похоронить бумажный том, старая добрая книга все еще может вызвать обсуждение в обществе, привлечь внимание к проблеме.

– Сейчас есть спрос на сборники только фантастики или и другие литературные направления имеют успех?

– Насколько я знаю, свои экспериментальные антологии были и у детективщиков, и у авторов женской прозы. Но есть существенный нюанс: только фантастика может с той или иной степенью успеха решать задачи, которые ставят заказчики и идеологи сборников. Наш жанр может не только развлекать и будить фантазию, звать молодежь во втузы и предупреждать. В первую очередь фантастика умеет строить модели. Не только придумывать новые технологии, социальные идеи или этические нормы, но и рисовать яркую картинку того, как они изменят общество и окружающий мир. Не зря же в свое время фантастику назвали тревожной сигнализацией планеты Земля.

– Есть ли у тебя особые приемы, чтобы заинтересовать издателя, а вслед за ним и читателя сборником рассказов?

– Тематический сборник – это не склад мало-мальски подходящих текстов без всякого объединяющего начала. У каждой антологии есть ключевая идея, вокруг которой и строится общая концепция. Составитель нанизывает на нее присланные рассказы, как бусины на нитку. Не люблю громких слов о миссии и долге, но все же должны быть на полках книги, чьи задачи не ограничиваются несколькими часами легкого чтения. Мне кажется, мы, фантасты, еще не раз и не два докажем свою уникальность, если будем почаще вспоминать, что умеем не только взрывать звездолеты и размахивать двуручными топорами, но и рисовать картины будущего, глобальные и, наоборот, ограниченные конкретными задачами. После некоторой миграции в сторону развлекательного чтива, предопределенного «свободой» рынка в 90-х, фантастика снова может стать инструментом общественно-политических дискуссий, полигоном, на котором отыгрываются перспективные социальные идеи и экономические теории, как это было в эпоху «шестидесятников» и «новой волны». Поднимая подчас неудобные, замалчиваемые темы, готовые развернуться в СМИ после первого вброса. Разные взгляды авторов гарантируют определенный спектр мнений, своего рода защитный механизм от узкой политической ангажированности. Никто не застрахован от перегибов, но позиции и идеи полутора десятка писателей, упакованные в привычный книжный формат, дают неплохую подборку вариантов, вокруг которых группируются сторонники и противники обсуждаемой идеи.

– Каким образом ты выбираешь темы для сборников?

– По большому счету не я выбираю темы – они выбирают меня. Как я уже говорил, у коммерческих сборников есть два типа заказчиков: развлекательные медиа и общественно-политические силы. Сборники «Война на костях», «Цифрономикон», «Боги войны», «Бестиариум» созданы при поддержке игровых компаний или кинопродюсеров, а условная серия социальной фантастики, куда входят «Антитеррор-2020», «Беспощадная толерантность» и «Либеральный апокалипсис», выпущена с помощью фонда «Взаимодействие цивилизаций». На основе предложенной идеи я придумываю концепт сборника, объявляю тему, просеиваю присланные рассказы и довожу готовую книгу до печати. Мне нравится делать подобные проекты, и я всегда открыт для новых предложений. Недавно с интересной концепцией ко мне обратилось творческое сообщество «Мир за углом» – литературно-философская группа исследователей современного социализма. Сейчас идея проходит первичную обкатку, и, если все сложится удачно, в скором времени мы сможем предложить на суд читателей сборник о мире социалистического будущего. Политические парадигмы и учения на месте не стоят, они развиваются параллельно с прогрессом в науке, экономике, со сменой настроений в обществе, и мне кажется, что книга о «новом социализме» может получиться по меньшей мере нескучной. И очень непохожей на окостеневшую картинку советского прошлого, которую мы по привычке представляем при слове «социализм».

– Пожалуй, самый громкий скандал случился со сборником «Беспощадная толерантность». Как ты думаешь, почему? И кому пришла мысль составить сборник на эту тему?

– Изначальная идея принадлежит советнику фонда «Взаимодействие цивилизаций», доценту МГЛУ Роману Силантьеву и главе фонда Рахамиму Эмануилову. В процессе обсуждения мы расширили тему, добавили новых сущностей и в итоге сделали неплохую книгу, которая не прошла незамеченной. Будет неправдой сказать, что повышенное внимание к сборнику стало для нас сюрпризом. Нет, мы вполне осознанно выбрали столь спорную и неоднозначную тему: пределы толерантности к сексуальным девиациям и агрессивному нашествию иных языков и культур. Авторы по нашей просьбе спрогнозировали один из вариантов недалекого будущего: мир, где толерантность возведена в абсолютный максимум. Соответственно читатели антологии получили возможность представить, как будет выглядеть завтрашний день в декорациях театра абсурда. Куда приведет человечество тотальная терпимость – в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыденной повседневностью? В мир, где массовое проникновение других культур целиком подминает под себя гостеприимных хозяев? Разумеется, ЛГБТ-активисты немедленно окрестили сборник «фашистским», даже не озаботившись прочитать его или хотя бы взглянуть на оглавление. Меж тем ничего сознательно расистского в книге нет, она лишь предлагает иную, немодную сейчас точку зрения на некоторые продвигаемые либеральные ценности. Жаль, что активные меньшинства требуют к себе индифферентного, а то и одобрительного отношения, но на дух не воспринимают любые попытки высказывать мнение, отличное от своего. Толерантность получается односторонней и ущербной, о чем мы и хотели напомнить этой книгой.

– Что тебя связывает с проектом «Модель для сборки»? Что сегодня представляет собой этот проект?

– Программа «Модель для сборки» – это своего рода литературно-музыкальный симбиоз, состоящий из лучших произведений российской и зарубежной фантастики в сопровождении звукового ряда современной электронной музыки. С момента своего первого появления в эфире в 1995 году МДС сменила множество радиочастот, а сейчас активно присутствует в Рунете в виде аудиоподкастов на популярных площадках PodFM и iFree. Кроме того, «Модель» практикует live-session, «живые» выступления для прямого контакта с самыми преданными слушателями. Как литературный редактор проекта, я отвечаю за текстовую часть – появление новых рассказов, общение с писателями и переводчиками, соблюдение авторских прав и т.д. Все произведения звучат в эфире «Модели» с любезного разрешения их создателей. Дважды в год мы выбираем несколько лучших (по нашему мнению) рассказов и вручаем авторам призы на фестивалях фантастики.

– Могут ли заинтересовать «Модель для сборки» не фантастические рассказы?

– У фантастики есть много смежных жанров – фэнтези, хоррор, мистика, плюс мы иногда читаем в эфир современные сказки. А вот реалистическую прозу или детектив «Модель для сборки» не возьмет, они противоречат философии программы.

– Как ты думаешь, все эти аудиопроекты привлекают людей к литературе или, наоборот, отвлекают?

– Сегодня принято говорить о потере интереса к чтению. Привычное для нас времяпровождение с интересной книгой как вид досуга все заметнее проигрывает в популярности социальным сетям, сериалам, компьютерным играм. Появились целые группы людей, которые просто не любят читать – не получили такой привычки с детства. И если аудиокниги привьют им интерес к литературе, вряд ли можно считать их вредными и отвлекающими. Не говоря уже о тех, кто утверждает, что читать им некогда: теперь книги можно слушать в дороге, в пробках, в ожидании встреч. Среди поклонников «Модели для сборки» много любителей электронной музыки, и вместе с любимыми сетами они тоже незаметно приобщаются к нашему любимому жанру – фантастике. Я не буду говорить, что будущее за аудиокнигами, но пользы еще от одного отражения литературы гораздо больше, чем кажется. Нам пора привыкать, что литература – это теперь не только бумажные страницы и полиграфический станок, но и электронное книгоиздание, аудиопроекты, интерактивные приложения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1960
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
940
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4644
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3591

Другие новости