0
2191
Газета Поэзия Интернет-версия

31.10.2013 00:01:00

Упади – уйди

Тэги: панин, кровосмешение


панин, кровосмешение

Игорь Панин. Кровосмешение: Стихи. – Таганрог: Нюанс, 2013. – 32 с

В поэзии – будь она повествовательной, бормочущей пифийской, авангардной или литературно рефлектирующей, любой ищет ритмы и смыслы, созвучные душе на том или ином уровне филологической «громкости». Универсального рецепта нет, но на сетчатке души отпечатываются смысловой рисунок, акупунктура болевых тем и, подобное вспышке молнии, высечение смыслов. При внимательном чтении открывается и то, что точно не запрограммируешь – фактор духовного поиска, искренность, неравнодушие к миру. Судя по предпоследнему сборнику «Мертвая вода» и по новому  «Кровосмешение», можно сказать, что поэзии Игоря Панина такие черты во многом присущи. Новую маргинальную книжечку (формат длинной узкой брошюры) хочется охарактеризовать как экспериментальный вброс, опыт, причем по отношению и к себе, и к читателю. Потому что вся книга, как декларирует заголовок, – это реальное кровосмешение, сталкивание, сравнивание своего мировоззрения и миропорядка периода конца 90-х и конца нулевых.

Концепция выражена прозрачно – старые и новые стихи автор нарочито чередует, не разнося по главам. И это логично становится основой для предисловия Кирилла Анкудинова «Двоение», в котором он делит поэтику Игоря Панина на современную – жесткую, горькую, депрессивную и романтически вневременную – богатырскую, героическую. При этом заметно, что последние эпитеты характерны для стихов ранних: «<…>Но наш край: что ни лес, то тайга,/ что ни мост – непременно Калинов;/ всюду поступь родных исполинов,/ всюду верная смерть для врага./ И когда в затуманенный лог/ рухнет недруг, повержен, бессилен,/ Твой крылатый гонец мудрый филин нам откроет дорогу дорог». Эти стихи навеяны мифологическими сюжетами картин Константина Васильева с их холодной, искристой, как бы подернутой морозным узором красотой Одина и валькирий. Вот стихотворение почти двадцатилетней давности: «Нам земля откроет все пути,/ и ветра нашепчут тайну дней./ Будут звезды истово светить,/ ослепляя тысячи теней». А на соседней странице совсем иная интонация: «Она спала с поэтом,/ история простая…/ Он шлялся возле Леты,/ Она искала стаю./ Ей грезились нью-йорки,/ ему – полинезийки».

Всюду поступь родных исполинов
Андрей Рябушкин. Илья Муромец.
Иллюстрация к книге
«Русские былинные богатыри». 1895

Похоже, с помощью этого коктейля Игорь Панин ищет некое золотое сечение, в котором бы совместилось лучшее из двух начал. В первом случае  романтика, надежда, поступь молодого неуклюжего великана, под ногами которого ухает бездна. Точно как Илья Муромец: «Одной рукой махнет – улица, другой махнет – переулочек». Во втором – в уши текут усталость, меланхолия, рефлексия. В первом – раскаты глубинного гула, попытка стать проводником планетарных сущностей: «Блуждаем в поисках могил,/ с теченьем времени забытых,/ читая надписи на плитах/ под шелест вороновых крыл…/ Безлюдна пыльная стезя,/ но и назад уже нельзя,/ не довершив благого дела…/ В какую сторону? Бог весть!/ Крестов, холмов не перечесть,/ погосту края нет, предела!» Здесь есть явные сближения с поэтикой Юрия Кузнецова. А через пару страниц – стёбное описание Нового года: «Ну мы вчера, как мы ваще! Не фраера – лаптем не щей/ выкушали. А вот вам хрен. Если шалим до дрожи стен./ Елка лежит, липки полы, синий мужик «Мурку» мурлы…» 

Стихи 90-х отчасти проигрывают по виртуозности рифмы, по смысловой игре, в них еще нечетко расчислена парадигма взглядов. Но в них шевелится интуитивная метафизическая мощь. И тут приходит неожиданный образ, хочется сравнить поэта с проигрывателем: есть механизм, питающая энергия и есть грампластинка, которую насаживаешь на ось – получается не сразу. А еще звукосниматель не сразу попадает на звуковую дорожку, а еще количество оборотов и громкость нужно отрегулировать. Но, похоже, в сборнике есть стихи, в которых пластинка села, игла вошла в вену, и пошло кровосмешение. Это «В метро»: «Не склеены поцелуем,/ спускаемся в андерграунд,/ где черти поют «Аллилуйя»/ и ангелы в прятки играют./ Где смрадом, как из лохани,/ окатывает игриво./ В неясной толпе с лохами/ бессмысленно ждать прорыва». Это «Тема с вариациями»: «Хмурый лес поперек основного пути./ Что там Данте изрек, мать его разъети?!/ Кто напишет о нас, выходя за поля,/ коль иссякнет запас нефти, газа, угля?/ Вот и все, голытьба, бесшабашная рать,/ не судьба, не судьба эту землю топтать./ Скоро вскочит на храм, как петух на насест,/ непривычный ветрам полумесяц – не крест». Это «Мегаполис»: «Все гораздо серьезней…», но еще сильнее и страшнее звучащее как заговор «Проклятие»:

И в глазах твоих встанет мрак,

и в дому твоем будет тлен,

как напустят с родимых стен

на тебя четырех собак;

не узнаешь, который год,

не поймешь за спиной возни,

или жалок ты, или горд,

упади – усни.

<…>

Не поможет никто вокруг,

не спасет частокол молитв,

и печалей не утолит;

станешь немощен, близорук,

чудодейственный твой кулон

будет жечься по всей груди,

или слаб ты, или силен,

упади – уйди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
486
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
519
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
574
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
866

Другие новости