0
1653
Газета Политика Интернет-версия

21.06.2005 00:00:00

Мы не боимся

Тэги: сурков, опасность, интервью


сурков, опасность, интервью Владислав Сурков не сомневается в стабильности нынешнего режима.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Революция России не грозит. Нынешний режим стабилен как никогда. Стопроцентную уверенность в непоколебимости нынешних государственных устоев выразил заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков в интервью немецкому журналу «Шпигель», опубликованном в понедельник. Западной аудитории послан сигнал: в Москве все спокойно, ни о каких новых угрозах для инвестиций речи не идет. Июньское выступление Суркова разительно отличается от прошлогоднего интервью «Комсомольской правде», где говорилось о том, что у страны есть сильные внешние и внутренние враги и она фактически живет по законам военного времени.

Теперь же Сурков убежден: никакая серьезная опасность – ни внутри, ни извне – стране не угрожает. Причем видно, что это не только его уверенность – но убежденность всего руководства страны. Смена власти в других республиках СНГ не влияет на ситуацию у нас, утверждает Сурков. Хотя «мы, конечно, видим, что эти события произвели на многих политиков локального масштаба большое впечатление». Однако, по мнению Суркова, это не революции. И, во всяком случае, «у нас восстаний не будет». Потому что местные бунтари стоят «на слабеньких ножках». Кремлевский чиновник тем не менее уверен: «попытки переворота, без сомнения, будут». Однако «ничего из них не получится».

Показателен тон выступления: сухой, деловой, лапидарный. Так мог бы разговаривать бизнесмен, убеждающий западных партнеров, что инвестиции в российскую экономику надежно защищены от форс-мажорных обстоятельств. Таких, как смена политической системы, приход к власти совершенно новой элиты.

В то же время Сурков выступает как идеолог Кремля, второй человек в государстве. Интервью, собственно, и начинается с вопроса: права ли российская элита, считающая Суркова вторым по своей влиятельности должностным лицом в сегодняшней России? При этом делается ссылка на итоги «одного из опросов» – без упоминания, кто и когда его проводил. Вероятно, имелся в виду майский опрос Центра исследований общественного мнения «Глас народа», который ежемесячно по заказу «Независимой газеты» составляет рейтинг ста ведущих политиков. Никаких иных опросов такого рода не проводится. Действительно, именно в мае, по данным «Гласа народа», Сурков занял вторую строчку в Топ-100, опередив и своего шефа Дмитрия Медведева, и премьера Михаила Фрадкова.

Сурков – идеолог управляемой демократии. Поскольку обычной демократии в западном понимании этого слова нет и никогда не было. Это страна недоразвитая. Народ отсталый, он по-прежнему в массе своей ностальгирует по Советскому Союзу. Поэтому для этого народа хороша в качестве партии власти даже такая партия, как «Единая Россия», о которой кремлевский чиновник отзывается весьма пренебрежительно – мол, многие в нее вступают «не разделяя ее идеологии или вообще никакой идеологии не имея». Сурков признает, что, несмотря ни на что, сотрудничает с этой партией и участвовал в ее создании, ведь ее поддерживает президент.

Вообще государство вынуждено играть весьма активную роль в выращивании настоящих партий и в развитии других элементов демократического общества. Поскольку больше этим заниматься некому. Сурков не отрицает, что помогал раскрутке даже такого специфического проекта, как консервативное молодежное движение «Наши». Ведь и молодежь начнет проявлять политическую активность, только когда этому поспособствуют власти.

От обсуждения темы ЮКОСа Сурков изящно ушел. Он напомнил, что 10 лет проработал в компании Ходорковского, относится к нему с уважением, поэтому не является беспристрастным наблюдателем. К тому же приговор еще не вступил в законную силу.

Два интервью – две точки зрения

О развале Советского Союза и отношении Запада

SPIEGEL: Я лично считаю, что отказ от Советского Союза произошел по свободному волеизъявлению российского народа. Я очень хорошо помню мои собственные ощущения того времени. Я испытал огромное облегчение, как будто удалось сбросить со спины огромного паразита.

Запад и не обязан нас любить. Нам бы следовало чаще себе задавать вопрос, а почему это к нам вообще такое отношение настороженное. Ведь Запад – не благотворительный клуб. За что было нас любить? Если мы хотим нравиться, то нужно для этого что-то делать.

«КП»: В Америке, Европе и на Востоке среди людей, принимающих решение, можно выделить две основные группы, различающиеся отношением к нашей стране. Представители первой верят в перспективность нашей демократии, поддерживают нас. Вторая группа, как мне представляется, состоит из деятелей, продолжающих жить фобиями холодной войны, рассматривающих нашу страну как потенциального противника, препятствующих осуществлению полной финансовой блокады террористов и их политической изоляции. Они считают своей заслугой почти бескровный коллапс Советского Союза и пытаются развить успех. Их цель – разрушение России и заполнение ее огромного пространства многочисленными недееспособными квазигосударственными образованиями.

О партиях и партийном строительстве

SPIEGEL: Нужно, чтобы в конечном итоге партии оказались в состоянии выдвигать кандидатов в президенты и в правительство. Мы не хотим за людей решать, сколько партий нужно стране – две или семь. Мы полагаем, что более высокий барьер перед попаданием в Думу стимулирует партии к единению их сил.

«КП»: Фактически в осажденной стране возникла пятая колонна левых и правых радикалов. Лимоны и некоторые яблоки растут теперь на одной ветке. У фальшивых либералов и настоящих нацистов все больше общего. Общие спонсоры зарубежного происхождения. Сегодня все эти Смердяковы и Лямшины приятно проводят время в разного рода комитетах по ожиданию восьмого года, где проповедуют целесообразность поражения собственной страны в войне с террором.

О внешних врагах

SPIEGEL: Время романтизма прошло. У нас нет ощущения, что мы окружены врагами, но нас окружают конкуренты. В области модернизации нашего общества пока достигнуто слишком мало. Технические, интеллектуальные решения нужно искать на Западе.

«КП»: Главной задачей интервентов является уничтожение российской государственности. Перед лицом такой угрозы президент просто обязан в полной мере реализовать конституционный принцип единства исполнительной власти. Конечно, выборы руководителей субъектов Федерации законодательными собраниями по представлению президента не обеспечат сами по себе скорой победы над врагом. Но позволят значительно адаптировать государственный механизм к экстремальным условиям необъявленной войны.

О Северном Кавказе

SPIEGEL: Боевых действий действительно больше нет, но акты террора – все еще происходят.

«КП»: Все мы должны осознать – враг у ворот. Фронт проходит через каждый город, каждую улицу, каждый дом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
470
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
498
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
552
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
832

Другие новости